Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Из ада / From Hell (2001)


Из ада
Средняя оценка: оценка: 4
2001. США / Великобритания / Чехия. 122 минуты.
Жанр: детектив / комикс / экранизация.

Режиссер: братья Хьюз.
Сценарий: Терри Хейс, Рафаэль Иглесиас,
по комиксу Алана Мура и Эдди Кэмпбелла,
композитор Тревор Джонс,
оператор Питер Деминг.

В главных ролях: Джонни Депп, Хизер Грэм.
В ролях: Джейсон Флеминг, Йен Холм, Робби Колтрэйн, Сьюзен Линч, Лесли Шарп, Аннабель Эпсион, Джоанна Пейдж.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 276 рублей


Алексей Нгоо: Рецензия на фильм "Из ада"

оценка: 4

В моём (а возможно и в твоём, дорогой читатель, детстве) были такие жёлтые заводные цыплята, которые прыгали по столу и типа клевали просо. Внутри этих цыплят находилась длинная спиральная пружина, за счёт механической энергии распрямления которой эти цыплята и приобретали необходимые навыки движения. На самом деле, это довольно распространённая фича — заводные наручный часы, например, питаются от схожего источника энергии, но согласись, цыплята нагляднее. Так вот герои большинства американских фильмов напоминают этих механических жёлтых цыплят. Внутри каждого из них сидит свёрнутая психологическая травма, которая, распрямляясь, заставляет их двигаться. Такое впечатление, что американские продюсера не верят больше в харизму или витальность, словно спонсируемые международным конгрессом фрейдистов они считают единственно возможной причиной человеческой активности психологические травмы. Полицейского невозможно расшевелить до тех пор, пока не убьют их жену, супермена невозможно заставить летать, пока не убьют или не унизят их отца. Даже герои фильмов ужасов единственно потому спасаются от маниаков, потому что у них есть скрытое чувство вины.

Так и в фильме "Из ада" герой наделён психопатологическим гешефтом — у него несколько лет назад (сколько — он и сам путается) умерла при родах жена вместе с ребёнком (замечу, что хотя в фильме это не было сказано открытым текстом, но бессознательно он должен был винить в происшедшем врачей. А теперь вопрос — с кем ему приходится бороться в фильме? Правильно, с врачами — подсознание выплеснуло копившуюся ненависть наружу и именно расследование дела Потрошителя, несомненно, обладавшего врачебными навыками, стало делом его жизни). Создатели предлагают следующую причинно-следственную пружинку: умерла жена, герой с горя стал курить опиум, куря опиум он стал видеть разные видения, помогающие ему по службе (не забываем, что фильм поставлен по комиксу). С одной стороны замечательно, с другой — в двух основополагающих книгах о наркомании "Джанки" У. Берроуза и "Исповедь англичанина, употреблявшего опиум" Т. де Квинси ясно показано, что к опиуму приходят вовсе не от отчаяния. Более того, в показываемые в фильме года опиаты (а позже, во времена модерна — кокаин) были распространённой и даже модной вещью, так что приходили к ним вовсе не по причине каких-то терзаний, а потому что это было комильфо (вспомните, Шерлок Холмс также потреблял кокаин — понятно, что кокаин это не опиум, но тенденция на лицо). Выходит, что пристраститься к опиуму, открывшему в нём тайный дар, герой мог и без трагических жизненных неурядиц. Однако тогда бы продукт вышел пустым:), без мощного психологического базиса:)).

Интересно, что действие фильма происходит в самый разгар научно-технической революции. Позитивистские доктрины вроде дарвинизма, марксизма или импрессионизма расшатывали оковы религии и оккультизма и освобождали гражданское общество. Так уж повелось с тех пор в детективной литературе (как прямой наследнице позитивистского культа рациональности), что сыщик воплощает собой разум, он предельно рассудочен, тогда как преступник, пусть даже самый интеллектуально подкованный, вроде Раскольникова, всё равно иррационален, сумбурен, и ему свойственно совершать ошибки. Шерлок Холмс, мисс Марпл, Мегре, Коломбо силою ума всякий раз восстанавливали нарушенный порядок и попирали хаотичную змею преступления. В фильме "Из ада" герои поменяны местами. Сыщик — наркоман, ведомый иррациональными видениями. Он воплощает собой бессознательное, он не столько структурирует реальность, сколько наоборот вносит в неё хаос. Весь фильм он топчется на месте, обуреваемый чувствами. Противостоит ему значительно более разумный и рассудочный соперник, все действия которого выверены и продуманны. Более того, ведущая преступника позитивистская страсть к истине не позволяет ему сказать и слово неправды. Вместо того, чтобы запутывать следы, врать и пудрить мозги, он выкладывает сыщику всё по первому требованию. Он гордится тем, что воплощая в себе все лучшие черты 19 века он создаёт век 20. Характерно, что когда сыщик-таки заглушил свой иррациональный движитель, вызываемый колебанием джанковых клеток и взялся за улики, книжки и дедуктивный метод, то быстро нашёл преступника, и так же быстро преступник, утратив рассудочность, превратился в психопатологического маниака — полностью отойти от шаблонного изображения маниака создатели не смогли.

Разумеется, в фильме не обходится без масонов. Как в развитии характера человека американские фильмы полагаются на его психологические проблемы, так развитие Европы (да и Америки тоже, судя по "Сокровищам нации") они не видят без активного масонского участия. Получается, что масоны — это такая социальная психологическая травма, подстёгивающая общество к развитию. Не будь их, история бы наверно давно закончилась, и по Европе бродили угрюмые волосатые стада одичалых людей.

По своему логично. Как наиболее просто описать причины, заставляющие развиваться государства и культуру? Объяснив всё наличием таинственной группы могущественных злодеев, которые исподволь управляют миром. Обычный человек, смотря на заводного цыплёнка, грейдер или тойоту, едущую по автобану разумеет, что каждая из тварей движется потому, что что-то заставляет её двигаться. Глядучи на вселенную, он по аналогии предполагает наличие некого глобального движителя, наделённого волей, иначе бы с чего физические и химические законы, с чего восходы и закаты, жизнь и смерть — едва ли это происходит само собой. И в развитие культуры и общества этот примитивный анимистический взгляд (первобытные люди полагали, что в каждом предмете, растении или животном обитает дух. Оттого реки текли, ветры дули, а деревья плодоносили. Прошли тысячелетия, а образ мысли простого человека продвинулся совсем не на много) видит лишь воплощение воли масонов, ну или тамплиеров, чьи корни уходят в древние дали — как раз на время существования человека. Эко в "Маятнике Фуко" горько отшутился на эту тему, а через пару десятков лет сюжет его книги фактически свершился наяву — "Кодом да Винчи" Дэна Брауна и истерией вокруг него.

Самое прекрасное в фильме — это его концовка, напоминающая нам, что мы всё-таки смотрим экранизацию комикса. Комиксы — это американский эпос, которому, как и прочим эпосам свойственен культ чести и присутствие нелогичных подвигов, которые выглядят блажью с нашей точки зрения, но при этом являются важными мощными и мощными рычагами воздействия на сознание. Вспомнить того же "Иллюзиониста", который недавно рассматривался "Экранкой.ру". Там в финале фокусник Эйзенхайм путём плутовской многоходовки выходил победителем из дуэли с кронпринцем, получал своё счастье и скрывался в прекрасном кинонебытие. И всё бы хорошо, но его поведение было непацановским, потому что делалось чужими руками. Эйзенхайм был манипулятором, использовавшим чужих людей в своих интересах. Прямой, простой и брутальный кронпринц выглядел на его фоне настоящим аристократом. Филигранная работа главного героя фильма "Кирпич", который опять-таки недавно обсасывался нашим журналом, значительно более пацановская, свою месть он проделал ценой собственного благополучия, не раз ходя по самому острию ножа. Инспектор Эберлайн, главный герой "Из ада" пошёл дальше всех. И его финальный отказ от любимой женщины ради её благополучия выглядит настоящим рыцарским подвигом. Разумеется, он мог бы учудить какую-нть хитрость вроде выходки Эйзенхайма, но с другой стороны честь — дороже жизни, и честь не терпит "кручу-верчу-запутать хочу". Спасая чужую жизнь и свою честь, он приобрёл значительно больше, чем потерял. За кормой осталось мещанское благополучие, устроенный быт и плотская любовь, зато в ним в лодке осталась не только плата за перевоз, но и самопожертвование, геройство, вечность, наконец. Из простого человека он превратился в эфирного небожителя, которому доступны чувства неизвестные большинству народонаселения.

Ну и напоследок кратко: Нгоо фильм понравился, а в фильме ему понравились Джонни Депп и Хизер Грэм, а в Джонни Деппе ему понравилась тоска и томление во взгляде. Скоро после выхода этого фильма Депп стал клоуном и звездой "Пиратов Карибского моря", он до сих пор работает на манежах Южной Америки, окружённый униформистами и морскими котиками. С вами был Нгоо до новых встреч.

(06.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: