Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Битлджус / Beetle Juice (1988)


Битлджус
Средняя оценка: оценка: 4
1988. США. 92 минуты.
Жанр: комедия / мистика / ужасы.

Режиссер: Тим Бартон.
Сценарий: Майкл МакДауэлл, Уоррен Скаарен, Ларри Уилсон, Тим Бертон,
Оператор: Томас Акерман,
Композитор: Дэнни Эльфман.

В главных ролях: Алек Болдуин, Джина Дэвис, Майкл Китон.
В ролях: Вайнона Райдер, Джеффри Джонс, Кэтрин О'Хара, Сюзан Келлерман, Сильвия Сидней и другие.

Награды:
"Оскар" - Лучший грим.
"Сатурн" (Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов, США) — Лучший фильм ужасов, Лучший грим,Лучшая актриса второго плана — Сильвия Сидней.
BMI Film Music Award — Лучший композитор — Дэнни Элфман.
Приз Национального общества кинокритиков, США — Лучший актер — Майкл Китон.
Young Artist Awards — Лучший мультфильм для семейного просмотра или кинофильм в стиле фэнтези..

Смотри также: Фильмы про призраков, привидения и полтергейст

Версия для печати

Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Битлджус", или радуйтесь, что не умерли в Италии

оценка: 3.5

Человеческие представления о загробной жизни настолько скудны, пугающи и противоречивы, что остается только радоваться тому обстоятельству, что мы наделены способностью смеяться над своими страхами. Тим Бартон, как я полагаю, умеет это лучше прочих, иначе откуда взяться в его творчестве стольким вариациям на тему afterlife? Под фирменное тревожное "умпа-умпа-умпа-умпа" мы снова открываем залистанный альбом под названием Betelgeuse (так как настоящее имя нельзя ни писать, ни называть), и мгновенно погружаемся в фантасмагорию, где повествование не заканчивается смертью главных героев, как положено, а наоборот — начинается с нее.

У нас есть два свежих привидения: муж и жена, утонув в реке по вине некоего судьбоносного пёсика, делаются пленниками в собственном доме. При попытке выйти из него они выясняют, что окружены аляпистой пустыней, кишащей зубастыми песчаными червями. Для того, чтобы определить свою судьбу, они отправляются в загробный приемник-распределитель, где им сообщают, что их очередь наступит лишь через полторы сотни лет, а до этого времени они должны как-то устраиваться сами. Наши призраки и рады бы продолжать спокойно коротать дни и годы в своем доме, но дом продается новым владельцам. В доме появляется депрессивная циничная девочка-гот, ее отец-делец и мачеха — эксцентричная дама, сооружающая инфернальные скульптуры и стремящаяся переделать все вокруг на свой вкус. Когда наша парочка понимает, что песнями и плясками в духе несчастного булгаковского счетно-проверочного отдела ("гей, баргузин, пошевеливай вал, молодцу быть недалечко") эту компашку не проймешь, они вынуждены прибегнуть к помощи биоэкзорциста Битлджуса, судя по его рекламному ролику, одержимого массой различных демонов и способного довести до ручки любое немёртвое существо.

Интересно, что куратором супругов является некая Джуна, бесконечно курящая и выпускающая дым через перерезанное горло холеная старушенция. Старушенция предостерегает относительно Битлджуса, сообщая, что от него больше проблем возникнет, нежели решится. А также доводит до сведенья всех заинтересованных, что ранее — до низвержения — Битлджус был ни кем иным, как ее помощником. Какой громоздкий гротеск на тему сверженного с небес Люцифера! И действительно: Битлджус — при определенном могуществе — оказывается обладателем многочисленных пороков, обаятельным треплом и любителем театральных эффектов, плюс к этому постоянно стремится ввязать всех окружающих в какие-то сомнительные сделки. Как и положено чёрту.

В конце мы имеем подобие хеппи-энда, по большей части заключающегося в том, что пара наших многострадальных призраков наконец обретает возможность в спокойной дружеской обстановке убивать ближайший век в ожидании вызова от загробной канцелярии, нимало не волнуясь о том, что их ждет после прохождения бюрократического предбанника. Тут бы заключить: "… потому что настоящей любви никакая смерть не страшна", но, пожалуй, обойдемся без тыканья в очевидное.

(14.11.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Комикс "Книга мертвых"

оценка: 3.5

В "Битлджусе" тридцатилетний Тим Бартон разыгрался не на шутку. Это подлинная феерия трюков и спецэффектов. С каким-то просто сатанинским запалом режиссер обрушивает на нас жуткую смесь гэгов и кинематографических чудес, причем не заботясь, порою, об их качестве. Будто копил в себе силушки тридцать лет, а потом слез с печи и давай раздавать всем направо и налево… Именно такое впечатление производит эта мистическая комедия, хорошенько подогреваемая заводной музыкой Дэнни Эльфмана.

Умирать страшно — да? Тим Бартон считает иначе. Страшно лишь поначалу. А потом весело. Правда, не тебе весело. Весело окружающим. Впрочем, герои фильма, молодая семейная пара, погибшая во время заурядной поездки в супермаркет, не унывают. И когда в их дом вселяются новички, изо всех своих потусторонних сил Адам и Барбара пытаются выселить чужаков из родных пенатов.

Тим Бартон предлагает зрителю эффективный способ борьбы со смертью. Вернее, борьбы со страхом перед смертью. Это средство называется "смех". Самое смешное, что оно действует.

(17.11.2007)

Версия для печати


Лариса Йоонас: Рецензия на фильм "Битлджус"

Битлджус оценка: 4.5

За что люблю Бертона — так за то, что он умеет аккуратненько нарезать несколько кусочков реального мира, несколько кусочков своих безумных фантазий — и соединить их так, что никаких зазоров не останется. И если в его фильмах добро вдруг побеждает зло, то вовсе не потому, что у него на роду так написано, а только лишь потому, что именно сейчас это так получилось. Так паззл лег.
Поэтому ничего удивительного, что "Битлджюс" начинается с того, на чем обычно фильмы заканчиваются — со смерти главных героев. Но это лишь начало неправильностей — мир, в котором оказываются герои, больше похож на негатив реальной жизни. В нем все наоборот. Нет ни рая, ни ада, мертвые существуют в одном пространстве с живыми и вынуждены к этому привыкать.

Мир оказывается разделен на две инверсные половинки, при всем при этом он кукольно ярок и прекрасен, восхитительно живописен, просторен и уютен. Нам всем должно его хватить, говорит Бертон, и этому постепенно учатся те, кто попадает в кадр. У всех это получается по-разному. Мир настоящий и мир потусторонний в этом совершенно одинаковы. Главные герои, молодая пара, не приспособленная к выживанию, оказывается навсегда (в фильме это тоже страшно выглядит) в доме предприимчивых дельцов, которым привидения не в тягость, а в развлечение. Девочка-гот, служащая проводником меж двумя мирами, похожа на хорошую мрачную шутку, впрочем, шуток как легких, так и тяжелых в фильме превеликое множество. И все они срабатывают абсолютно не так, как ожидается, а совершенно наоборот.
И если обычно в фильмах нас пытаются напугать, а нам не страшно, то у Бертона все иначе: он нас старательно развлекает и веселит, а впечатление от увиденного совершенно невыносимое. И подозрительно сильно хочется жить.

(17.11.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Полуправильная переменная звезда, блеск которой изменяется

Битлджус оценка: 3.5

Парочка молодоженов (Алек Болдуин, Джина Дэвис) погибает в автокатастрофе. Обустроиться в загробном мире дело хлопотное — в регистратуре очень много клиентов, огромные очереди (там, среди прочих, до сих пор ждет приема какой-то колонизатор образца 19-го века, с высушенной туземцами головой), так что им следует еще длительный срок существовать в качестве призраков в собственном доме. Таковы правила, изложенные, кстати, в оперативно выданной им книжке — "Руководстве для недавно усопших". Однако в их дом въезжает семья, каковая не дает им покоя. Семья состоит из дураковатого бизнесмена, его жены — истеричной, бездарной скульпторши и эмоготичной девочки (Вайнона Райдер), помешанной на смерти, которая способна видеть призраков. У призраков не хватает ума и фантазии устроить пугающий полтергейст, чтобы выжить заселенцев, а "Руководство" они не могуть осилить, видимо, вследствие алексии или врожденной тупости. Поэтому прибегают к услугам полулегального биоэкзорциста доктора Бетельгейзе, специалиста по изживанию живых, рекламки которого вывалились из книжки, а также транслировались по загробному ТВ. Этот крендель Бетельгейзе (Майкл Китон) — дерганный, неприятный тип весь на понтах. Чтобы его вызвать, следует трижды произнести его имя и, соответственно, трижды произнести его, чтоб он исчез. Тогда он станет недееспособен и сможет чудить, уменьшенный в размерах, лишь в макете городка. А специалист из него, признаться, никакой. С ним одна морока. Полуправильный и переменный, как та звезда, по имени которой назван. В общем, все эти ситуации безуспешного изживания живых и призваны веселить. Хотя смешного там маловато. Лучшие эпизоды фильма — это регистратура загробного мира, со всякими прикольными жмурами, вроде маори с акулой на ноге, разрезанными надвое шлюхами и всякой кафкианской бюрократией. А также поразительный дализм пейзажа за порогом дома, с резвящейся в песке акулой.

Почему же фильм называется в оригинале Жучиный сок? Да потому что альфа Ориона звезда Бетельгейзе по-аглицки читается Битлджус и когда сей персонаж загадывает шарады эмоготичной девочке, чтоб она его вызвала (он почему-то не может прямо назвать свое имя), он показывает ей на жука и пакет с соком.

Поэтому в "эпоху видеосалонов", когда этот фильм был новинка и я впервые его посмотрел, фильм перевели правильно — "Жучиный сок". Beetlejuice — это не имя (как известно, имена в большинстве случаев не переводятся). Имя чувака — Бетельгейзе. А почему Бетельгейзе? Да потому что прикольно совпадает фонетически с нелепым словосочетанием "Жучиный сок". Вот и все. Кому-то это сходство пришло в голову обыграть, нафантазировать а-что-если?-сюжет, оформить полученное в сценарий, а Бертон, любитель веселого сюра, снял по этой фантасмагории фильм. Местами смешной. И красочный.

(18.11.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: