Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Прощай, друг / Adieu l'ami (1968)


Прощай, друг
Средняя оценка: оценка: 3.5
1968. Франция / Италия. 115 минут.
Жанр: детектив / драма / триллер.

Режиссер: Жан Эрман.
Сценарий: Себастьен Жапризо,
оператор: Жан-Жак Тарб,
композитор: Франсуа де Рубо.

В главных ролях: Ален Делон, Чарльз Бронсон.
В ролях: Ольга Жорж-Пико, Брижит Фоссе, Бернар Фрессон, Марианна Фальк, Жан-Клод Баллар и другие.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Подставляющий умирает первым

Прощай, друг оценка: 3.5

Крепко сбитый триллер, сочащийся яркими красками истменколора. Но хорош он, конечно, не только этим. Самое лучшее — это лихо закрученный сюжет. Что неудивительно, ведь фильм снят по роману знаменитого Себастьяна Жапризо. Ален Делон играет военного врача Дино Баррена, который возвращается в Францию из Алжира. На том же судне прибывают бойцы иностранного легиона. Легионер Пропп (Чарльз Бронсон) пытается ввязать Дино в "перспективную" авантюру где-то в Конго. Но Дино отвечает отказом. Он устал от военных авантюр. Но тут Жапризо и Эрман хотят показать, что если ты авантюрист по натуре, раз уж один попал на МТВ (в смысле, на войну, а любая война является самой грандиозной и рискованной авантюрой), то обязательно влипнешь снова. Вот Дино и встревает. Он знакомится со странной и красивой теткой по имени Изабель. Она уговаривает его устроиться врачом в крупную корпорацию с целью проведения медосмотра. Конечная же цель такова: пролезть в подвал, где находится сейф, найти код и положить туда ценные бумаги на 5 миллионов франков, которые Изабель якобы когда-то выкрала. Тут на горизонте появляется Пропп, и охотно соглашается помочь Дино в этом деле. Они не подозревают, что все это — хитрая подстава.

Оказавшись в затруднительном положении, эти чужие люди демонстрируют чудеса взаимовыручки. Жапризо и Эрман озвучивают банальную истину, которую тем не менее, следует повторять почаще: друг познается в беде. Ну и, конечно, Жапризо продолжает пичкать читателя (в данном случае, зрителя) своими измышлениями о женской природе. Он изображает хитрых и коварных женщин, причем так искусно вплетает это в сюжет, что зритель, привыкший к стереотипу о блондиночьей глупости, нередко бывает обманут. Но в конце концов, конечно, восторжествует мужской ум и мужская честность :)

(25.11.2007)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Прощай, друг", или третий год на первом курсе

оценка: 3.5

Дино Барран прибывает во Францию после службы в Алжире. Он военный доктор. Из толпы встречающих его окликает совершенно незнакомая красотка, интересуясь, не знает ли он какого-то парня, который якобы служил вместе с ним — какого-то Моцарта. Дино устало отбрехивается и уходит. Он направляется в казармы, чтобы переночевать и получить дембельское пособие. И, как выясняется, с момента выгрузки на сушу за ним следит легионер Франц Пропп, в казарме оказывающийся соседом Дино. Пропп производит впечатление прожженного прилипалы, с которым лучше не связываться, и верно — он тут же предлагает Дино вписаться в какую-то авантюру с поездкой в Конго. Пропп противен Дино настолько, что приходится двинуть ему в челюсть, чтоб освободиться от настойчивого внимания. Однако избавившись от Проппа, Дино попадает в еще более плотную паутину, которую развесила вчерашняя девица из порта. Девицу зовут Изабелла, и она так выводит Дино из себя своей слежкой, что он вынужден заинтересоваться побуждающими к ней причинами. Между Дино и Изабеллой приключается скоропостижный роман, и вот он уже не может отказать ей в её невинной просьбе в память об убиенном Моцарте: сказавшись доктором в фирме, где Изабелла работает фотографом, и устроив для отвода глаз медосмотр, ему нужно исхитриться остаться внутри здания на рождественские каникулы, вскрыть сейф и вернуть туда бумаги, которые Изабелла по дурости спёрла, но не вынесла угрызений совести и страха наказания. Сколь искренни чувства Дино как благородного мужа, столь же глупы — как не освоившегося на гражданке военного. Дино согласен и вступает на должность, получив в помощницы медсестру, бледную маленькую моль мадемуазель Аустерлиц, которая, хоть и дочь директора фирмы, но так тиха и робка, что даже в глаза Дино взглянуть боится. Пропп тем временем походя зарабатывает деньжат, устроив для богатых социопатов сюрреалистическую лотерею с живым выигрышем, после чего, неугомонный и всезнающий, собирается обчистить тот же самый сейф, куда Дино предстоит вернуть Изабеллины акции.

Я не в состоянии назвать этот фильм детективом, несмотря на криминальную загадку и параллели полицейского и частного расследования. Скорее, здесь речь о том, каким образом людей настигает их собственная судьба. Кого нам показывают? Разочарованного усталого доктора Баррана — молодого, принципиального и от этого удивительно наивного, едва слезшего с военного парохода и взлезшего в гражданское пальто. И опытного проходимца Проппа — чующего наклёвывающееся дельце за километр, бесстрашного, беззастенчивого и тоже принципиального. Между ними огромная разница, ведь принципы Баррана — это попытка защититьтся от внешнего мира, а принципы Проппа — продукт активного взаимодействия с ним. Сделав лёгкий перенос, мы заметим, насколько по-разному относятся к героям женщины. Дурачка Баррана они обманывают и начинают использовать с момента высадки в порту, затем бесцеремонно отставляя в сторону, в то время как Пропп сам открыто пользуется женщинами, неизменно получая от них вслед печальные взгляды и вопрос "Когда мы снова увидимся?" Что же влечёт Проппа к Баррану, что может привлекать матерого волка в понуром щенке? Они оба одиноки — каждый в силу собственного решения. Оба агрессивны — правда, агрессия Баррана импульсивна, а агрессия Проппа — взвешена. Оба плевали на авторитеты и оба перед собой честны. Слишком похожи, чтобы согласиться друг с другом, и слишком заметны, чтобы пройти мимо друг друга, причем Пропп, как более опытный, "не проходит мимо" первый. Не зря, видимо, шутники говорят, что мужская дружба начинается с хорошей драки — каждый побил другому морду предостаточно, прежде чем оба получили общий хук, окончательно установивший их по одну сторону линии.

Много лет я полагала, что фильмы, в которых главными действующими лицами являются мужчины — это полный отстой, бесцветный и однобокий. Глаза мне разул "Хозяин морей на краю земли", а "Прощай, друг" закрепил веки спичками. Не могу с уверенностью утверждать, но скорее всего это потому, что в них идеализированно изображены те удивительные качества, которые превращают мужчину в существо, достойное поклонения. Строгий контроль эмоций и неудержимый авантюризм. Решение вопросов жизни и смерти с задором мальчишек, кидающихся снежками. Феномены честного слова и командной игры. Думаю, слово "игра" прекрасно подходит для описания того, что происходит в этом фильме. Дино — плохой игрок, он проигрывает свое пособие в карты, едва получив. Он проигрывает Изабелле в первом тайме, поверив ей. Одной шарадой его Аустерлиц превращается в Ватерлоо. Франц Пропп — иной, он знает толк в играх. Его пять франков ловко тонут в непроливающемся виски, его лотерея приносит двойной выигрыш, его невозможно переспорить и невозможно игнорировать, и он со смехом разгадывает шараду, погубившую Наполеона. Но пусть Дино плохой игрок, зато способный ученик, и рано или поздно он тоже прокричит пропповское победное "Йе-ааа!" над чашкой жизни. А я открою маленькую тайну: "Спустя некоторое время они встретились и начали все снова. Только на этот раз сейф оказался полон, и у них получилось".

(26.11.2007)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Привет, друг, и прощай

оценка: 3

Я люблю Жапризо. При всей его простоте и незамысловатости, он остаётся для меня образцом того, как надо писать жанровые книги: чётко, как часы, развешивая по стенам ружья, и устраивая из них стройную канонаду ближе к концу. Поэтому я согласился поучаствовать в разделке фильма, где Жапризо выступил автором сценария: он их, в общем-то, не так много написал. Хотя другой его сценарный опыт — "пассажир дождя" — я не смог досмотреть и до середины, потому что при полном отсутствии музыки в фильме не было произнесено практически ни слова первые полчаса (дальше я не знаю, я переключил канал), думаю, это всё же вина режиссёра.

"Прощай, друг" оказался немного хаотичным, но вполне смотрибельным произведением на стыке детектива и воровского триллера, как раз из тех, которые пародировали советские мультипликаторы в "Ограблении по-французски". Завязка кажется весьма путанной, но в конце концов сводится к следующему: два солдата, отношения между которыми слегка натянуты, возвращаются со службы в иностранном легионе на родину. Один из них тут же вляпывается в странную историю со вскрытием сейфа то ли ради ограбления, то ли ради каких-то благородных целей — а второй просто увязывается за первым, потому что любит неприятности. Первого играет звезда, так сказать, французского и мирового кино кросавчег Ален Делон, а второго — просторылый пацан Чарльз Бронсон с ряхой урюпинского колхозника и самоуверенностью голливудской звезды, перед которой пасуют даже самые крепкие женские сердца. В итоге эти двое оказываются заперты на рождественские праздники в подвале крупной корпорации вместе с сейфом, который им нужно вскрыть до утра вторника.

Очень необычное, даже вычурное развитие сюжета, весьма неплохие диалоги, и, в конечном итоге, целый набор твистов по ходу фильма не даёт скучать, даже учитывая, что фильм довольно длинный (почти два часа) и снят в 1968 году. Забавно, что фильм вышел в переломный год французской истории, когда, среди прочего, серьёзно поменялись методы работы французской полиции: если при просмотре фильма не остаётся сомнений, что полицейские просто пиздят героя (хоть нам это и показывают в политкорректной форме "не дают спать"), то после 1968 практика "кухонных гильотин" ушла во Франции в прошлое. Так что можете считать, что фильм является своего рода документом эпохи.

Ещё пара забавных моментов, касающихся преимущественно эстетики, нежели содержания фильма. Во-первых, порадовали "Ситроены". У меня у самого С4, и футуристический дизайн автомобилей французского концерна меня радует в любом виде. Приятно, что даже ситроеновские машины шестидесятых продолжают сегодня сохранять претензии на футуристичность. А во-вторых, когда писяный красавец Ален Делон и гэпа Чарльз Бронсон раздеваются до пояса, становится видно, кто из них на самом деле мужик, а кто — тыловая крыса. Такой мускулатуре, как у папы Бронсона, в шестидесятые годы можно было только искренне и от души позавидовать.

А вообще, фильм на самом деле о крепости слова и воровской чести. Но какое отношение они имеют к сейфам и подвалам, вы узнаете, только посмотрев картину. Я вам и так уже дофига рассказал.

(26.11.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: