Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Беовульф / Beowulf (2007)


Беовульф
Средняя оценка: оценка: 3.5
2007. США. 113 минут.
Жанр: боевик / исторический / мультфильм / сказка / экранизация.

Режиссер: Роберт Земекис.
Сценарий: Нил Гейман и Роджер Эйвори по мотивам древне-англо-саксонского эпоса.

В главных ролях: Анджелина Джоли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Робин Райт Пенн.
В ролях: Брендан Глисон, Джон Малкович, Элисон Ломан, Криспин Гловер.

Интересные факты о фильме:

Это четвёртая экранизация "Беовульфа" за последние 10 лет (считая "13 воина" по роману Майкла Крайтона, который представляет собой вариацию на тему "Беовульфа"). Но сценарий начали писать ещё в мае 1997 года, до выхода в свет всех остальных экранизаций.

Фильм представляет собой компьютерный мультфильм, нарисованный на основе движений реальных актёров по технологии motion capture.

Вскоре будет выпущена также 3D-версия картины.

Парамаунт Пикчерс наняла компанию Кнотс Берри Фарм для создания лабиринта на основе фильма для парка аттракционов. Ранее эта компания уже создавала лабиринт для парка аттракционов по фильму "Проклятье-2".

Рэй Уинстон в шутку жаловался, что ему приходилось по нескольку дней кряду снимать одни и те же сцены, будучи одетым в обтягивающий костюм с кучей датчиков в самых разных местах. "Иногда было сложновато играть в этом комтюме, стоя рядом с Анжелиной Джоли, и рассметривая её вожделеющим взглядом".

Для съёмок этого фильма использовалось более 300 камер (против 70 на съёмках "Полярного экспресса").

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Пацанский эпос

Беовульф оценка: 3.5

Внимание! Рецензия содержит спойлеры!

Слоган этого фильма (на крайней мере, такой слоган был в украинском прокате) — "Зустрічай своїх демонів". Ооо, да. Я знаю, что это за демоны. Я их встречал.

Я до сих пор (через столько лет!!!) не могу без содрогания проходить по третьему этажу третьего общежития Днепропетровского Национального Университета. Слишком много отношений было здесь создано, и слишком много было разрушено. Слишком много женщин было здесь брошено, и слишком много страхов было протянуто затем через мою жизнь. Слишком много демонов. Слишком много демонов.

В одной из песен, которые я в студенческие годы писал десятками, как любой уважающий себя знаток трёх аккордов, были такие слова (иллюстрировавшие отчаяние и безысходность):
"Трахнул по пьяни не ту, и не знаешь,
Как ей теперь объяснить..."
Дальше там, правда, был другой, более примирительный образ:
"Или не трахнул ту, и гадаешь,
Как теперь быть",
Но, в сущность, это я так добавил, для рифмы. Никакой трагедии в том, что кого-то ты до сих пор не трахнул, нет. Это только в игре "Dating Ariana", если ты слишком долго её целуешь, и не двигаешься дальше, она даёт тебе от ворот поворот. В жизни у тебя всегда будет второй шанс трахнуть то, что ещё не трахнуто. А вот второго шанса с кем-то НЕ переспать — у тебя уже не будет никогда.

И мы можем быть охуенно бесстрашны перед лицом врага, бороться с любыми трудностями и неприятностями, добывать свой кусок хлеба, власти и бабла, но одной вещи мы будем бояться всегда. Того, что к тебе, уже давно выбившемуся из лимиты в люди, и купившему недавно квартиру в центре Москвы, вдруг приедет из Урюпинска давно забытая Глаша с мальчиком Вовой, которого она будет вести за руку, и, едва переступив порог, скажет ему "Ну что же ты стесняешься, поздоровайся. Это твой папа".

Роберт Земекис давно собирался снимать этот фильм. Сценарий Гейлман и Эйвори начали писать больше десяти лет назад. Хотя я и заявлял, что смотреть, как дохлую кошку выжимают над стаканом, мне неинтересно, но то обстоятельство, что фильм, в сущности, начали делать ещё до выхода всех остальных экранизаций, как-то в моих глазах оправдывает его творцов. Не знаю, на какой стадии было решено вместо фильма делать мультфильм: может быть, с самого начала, а может, в последний момент — это не так важно. Важно, что идея, с которой Земекис носился с середины девяностых: что любой актёр, если подвергать его движения оцифровке, и заставлять двигаться в кадре его образ, может сыграть любую роль — наконец-то получила плоть. И Мэрил Стрип наконец-то сможет сыграть Чингиз-хана — роль, для которой она была рождена. Земекиса не остановил даже кассовый провал его первого эксперимента: фильма "Полярный экспресс", в котором он все роли сначала предлагал исполнить Тому Хэнксу. В "Беовульфе" почти все актёры вполне узнаваемы: их экранным образам придали очень точный облик игравших их актёров. Всем, кроме одного: самого Беовульфа, в движениях, мимике и голосе которого Рэй Уинстон узнаётся очень легко. Но лицо его, хотя и не бесконечно далеко от лица Уинстона, но всё же чужое. По этой причине, вероятно, на большинстве плакатов "Беовульфа" изображён просто главный герой крупным планом: Роберт Земекис, наверное, просто хотел, чтобы зрители помучались, гадая, что ж это за актёр.

Сюжет картины (в отличие от других, скажем прямо, свободно обращающихся с оригинальным текстом вариаций) достаточно точно повторяет оригинальный эпос. Если кто не помнит (или никогда не знал, и ебал в рот этого Беовульфа), я вам вкратце сейчас перескажу оригинал. "Беовульф" — это древнескандинавский эпос неизвестного авторства, относящийся к 10-11 векам. Действие в нём разворачивается на территории, являющейся современной Данией и Южной Швецией приблизизительно в 507 году нашей эры. Датский король Хлодвиг построил большой зал для того, чтобы в нём бухать, петь песни и радоваться, но в первую же ночь бухания, когда все, обессиленные, попадали под столы и заснули, в зал врывается тролль Грендель, который убил много народу, и перепугал подданных Хлодвига. По его просьбе в Данию приплывает герой Беовульф ("пчелиный волк", или, попросту, "медведь"), который со своими воинами остаётся бухать в этом зале, и ночью сражается с Гренделем. Не смотря на то, что обычное оружие того не брало, Беовульф умудрился оторвать троллю руку, после чего он убежал на своё болото, где тихо умер. Хлодвиг вместе со всем народом начинают праздновать победу Беовульфа, когда, в самый разгар празднования, появляется ещё одно чудовище. Это мать Гренделя, которая мочит датчан не хуже сына. Беовульф погнался за нею, и вынужден был нырнуть вслед за ней в болото (один из рыцарей Хлодвига дал Беовульфу свой меч). Сражаясь с матерью Гренделя под водой, у неё в пещере, где лежали остатки Гренделя, Беовульф обнаружил, что этот меч её не берёт. Тогда он сорвал меч со стены её жилища, и убил её. По дороге назад этот меч рассыпался в прах, так что Беовульф принёс назад только отрубленную голову Гренделя. На этом, в общем, основная часть истории заканчивается. Потом Беовульф стал королём, и правил долго и счастливо, и уже в самом конце его жизни на его королевство напал ужасный дракон, у которого один из его рабов украл то ли кубок, то ли чашу. Беовульф собрался на последнюю в своей жизни битву, и убил дракона, но получил столько ран, что умер вместе с ним.

Если не считать преподавателей филологии, то миф этот мало кому может быть серьёзно интересен. Потому что, отбросив язык, слог, поэтическую манеру и историческое значение, на выходе легенда о Беовульфе почти не отличается от тысяч и тысяч других историй об Ильях Муромцах всех земель и народов, убивших своих "протагонистов" в жарких схватках. Единственной архетипичной, "системообразующей" деталью мифа о Беовульфе является вот это появление матери чудовища, после убийства самого чудовища — которая, на поверку, оказывается чудовищем ещё более опасным. Потому что в большинстве героических историй "протагонист" является безродной тварью без семьи и племени, а здесь у него появляются какие-то человеческие черты. Именно поэтому, вероятно, в других экранизациях Беовульфа (с Кристофером Ламбертом и Джерардом Батлером) Грендель рисовался не просто, как какое-то абстрактное чудовище, а что-то очень живое, близкое героям, и даже вызывающее сочувствие. Создатели "Беофульфа" с Ламбертом пошли ещё дальше, и сделали Гренделя родственником Хлодвига.

Ну а Гейлман и Эйвори пошли ещё дальше. Они обратили внимание не только на это загадочное пристрастие Гренделя к королевству Хлодвига, но и на некоторые странные нестыковки в мифе. Что это, скажем, за чехарда с мечами: одним не мог убить, вторым убил, но меч растаял... в общем, никаких вещественных доказательств. Да и странно опять же: ушёл убивать мать Гренделя, а притащил голову самого Гренделя!? И, наконец, почему все персонажи имеют имена, а мать Гренделя фигурирует в мифе, как "мать Гренделя", как будто собственного имени и происхождения у неё нет?!?

В итоге, легенда в Беовульфе в их исполнении вместо героического эпоса стала "пацанским эпосом". Грендель, согласно этому фильму — сын Хлодвига, который когда-то трахнул ту самую "мать Гренделя", и теперь не может больше никого зачать, живя с мыслью о том, что ему некому будет оставить своё королевство, и постоянным страхом, что Глаша наконец приедет к нему из Урюпинска с мальчиком Вовой. Глаша не приехала. Мальчик Вова сам пришёл, потому что радостные песни датчан мешали ему спать. И лишь заморский герой Беовульф смог этого мальчика уебать. Но вслед за этим появилась наконец-то, мать её, Глаша. И Беовульф пошёл за ней в Урюпинск.

Сцена в пещере — наверное, самая зрелищная в фильме. Не только потому, что нам наконец-то покажут сиськи Анжелины Джоли, ради которых мы пошли в мультиплекс (бля буду, в жизни они меньше — мультипликаторы дорисовали Джоли один размерчик). Тем более, что сиськи эти в мультике всё время покрыты какой-то золотистой плёнкой, так что сосков всё равно не видно. Это сцена — единственная из всего фильма — аппелирует не к глазам или ушам зрителя, а к его воображению. Сначала ты не можешь представить себе, какое чудовище сейчас предстанет перед тобой, затем не можешь угадать, как будет разворачиваться битва, наконец, в самый интересный момент, экран погаснет, оставив нас воображать, как Рэй Уинстон трахает Анжелину Джоли.

Когда Беовульф возвращается назад, "к своим", ничто не мешает ему вешать им на уши столько лапши, сколько ему хочется. И все ему верят. Все — кроме Хлодвига. Потому что рыбак рыбака, так сказать. "Почему ж ты не принёл ЕЁ голову, если ты её убил, а принёс только голову Гренделя?", лукаво спрашивает он, и завершает: "Ну убил — так убил. И ладно. Теперь она — не моё проклятье". Теперь пусть он не спит, как говорится в известном анекдоте. Теперь Беовульф будет просыпаться в холодном поту, потому что ему померещилась Глаша с мальчиком Вовой.

Естественно, финальный твист вполне предсказуем, и на твист уже не тянет. Дракон, который изначально плохо вписывался в чёткий сюжет эпоса, оказывается сыном Беовульфа — и вписался в историю Гейлмана и Эйвори идеально. Концовка ничего не завершает, и не даёт ответов на вопросы. Тот, кто убил дракона, должен сам стать драконом. Ну, или что-то вроде того. А Джоли остаётся вечным проклятием всех мужчин на Земле. Потому что образ Глаши — неистребим, как неистребимы ошибки молодости.

Вы ещё не встретили своих демонов? Тогда Глаша идёт к вам!

(02.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: