Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Носферату — призрак ночи / Nosferatu: Phantom der Nacht (1979)


Носферату — призрак ночи
Средняя оценка: оценка: 4
1979. Франция / Германия. 124 минуты.
Жанр: мистика / ужасы.

Режиссер: Вернер Херцог.
Сценарий: Вернер Херцог (по мотивам романа Брэма Стокера "Дракула"),
Оператор: Йорг Шмидт-Райтвен,
Композитор: Пополь Вух.

В главных ролях: Изабель Аджани, Клаус Кински, Бруно Ганц.
В ролях: Ролан Топор, Вальтер Ладенгаст, Дэн Ван Хузен.

Награды:
МКФ в Берлине — "Серебряный медведь" лучшему художнику-постановщику
МКФ в Картахене — лучший актер (К.Кински).
German Film Awards — лучший актер (К.Кински).
.

Интересные факты о фильме:

  • В одной из сцен в город на корабле прибывают тысячи серых крыс. Из-за того, что серых крыс не нашлось, в серый цвет перекрысили белых :)
  • Во время работы над фильмом Вернер Херцог совершенно не волновался: авторские права на роман Брэма Стокера давно истекли (см. о проблеме с правами в "Интересных фактах" к фильму "Носферату" Фридриха Мурнау).
  • Херцог пригласил французского актера Ролана Топора на роль Рэнфилда после того, как увидел с ним французское телешоу.
  • Замедленную съемку полета летучей мыши Херцог позаимствовал из документального фильма.

    Смотри также: Фильмы про вампиров

    Версия для печати

Владимир Гордеев: Бескрайние просторы тлена

Носферату — призрак ночи оценка: 4

В 1979 году Вернер Херцог провел неожиданный эксперимент: отснял римейк. В принципе, классики не гнушаются римейков. Мартин Скорсезе переснял "Мыс страха" и "Двойную рокировку" ("Отступники"), Дэвид Кроненберг"Муху", Роман Полански — "Жильца". То, что Херцог снимал не экранизацию "Дракулы" Брэма Стокера, а делал именно римейк — вполне очевидно (реплика в сторону: "Достаточно посмотреть на мракобесную рожу Клауса Кински, не менее устрашающую, чем физия Макса Шрека"). Но фильм Херцога не столько римейк, сколько своеобразный трибьют немецкому классическому хоррору (помимо основной темы, "Носферату", в фильме есть отсылки к "Вампиру" Карла Теодора Дрейера и, наверняка, еще к каким-то фильмам, которые я не смотрел). Кроме того, Херцог попытался привнести в эти павильонные картины толику "естествознания" и, безусловно, преуспел.

Режиссер избегает гОтичности и гламурности в любых проявлениях, то бишь, избегает "человеческих" тайн, упрятанных в шикарные особняки с роскошной меблировкой. Фильм начинается с того, что нам три минуты показывают отвратительные, уродливые мумии. Вот что такое "вечность". И тому, кто вошел в эту вечность, уже давно плевать на роскошь. Просто надоело. Вот и наш Дракула живет в руинах, которые так любил показывать Пазолини (например, в "Царе Эдипе"). А спит Дракула в полурасколотом некомфортабельном гробу. Валяется там с приоткрытым ртом, исключительно уродливый — и именно по этой причине страшный. Он лишен каких-либо чувств, кроме жажды крови. Однако, внимание! Он ходит и ноет, выклянчивает у людей жалость.

Когда Дракула влезает в дом к Люси (Изабель Аджани), он не требует от нее всепожирающей любви, полной взаимности. Он с тоскливой миной на страшной роже повторяет то, что уже говорил Джонатану: "Ой, я такой бедный, я такой несчастный". И добавляет: "Я не прошу меня любить, просто подари мне часть своей любви к Джонатану".

Вместе с этим уныльцем в город приходят крысы, чума, тлен, упадок, смерть. Пожалуй, Херцогу лучше прочих удалось показать, что такое нежить — как вымышленно-персонифицированная (граф Дракула), так и природная, то есть, например, какие-то отмершие корешки, сучки, эррозийные скалы. Тогда как смерть обычно ассоциируется с замкнутым пространством (гробом), Херцог даёт ей простор. Как обычно, он избегает павильонных декораций (когда этого возможно избежать). Сочетание нерукотворной природы с нарочито-театральной игрой актеров дает странный, но положительный эффект.

А когда, скажем, Херцог бросает в комнату Аджани живого черного нетопыря, и тот неуклюже ползёт по занавеске, это производит гораздо более сильное впечатление, чем если бы в комнате Аджани оказался CGI-ный монстр. Природу пока не наебёшь!

Отмечу еще прекрасное музыкальное сопровождение — наряду с музыкой группы "Пополь Вух" использовалась музыка Рихарда Вагнера и Шарля Гуно.

Фильм одновременно и величественнен, и медитативен, и отвратителен. Замечательное сочетание.

(04.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: