Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Каждый за себя, а Бог против всех / Jeder für sich und Gott gegen alle (1974)


Каждый за себя, а Бог против всех
Средняя оценка: оценка: 4.5
1974. Германия. 110 минут.
Жанр: биографический / драма / исторический.

Режиссер: Вернер Херцог.
Сценарий: Вернер Херцог, Якоб Вассерманн,
оператор: Йёрг Шмидт-Райтвайн.

В главных ролях: Бруно С..
В ролях: Вальтер Ладенгаст, Бриггите Мира, Вилли Земмельрогге, Микаэль Крёхер и другие.

Награды:
1975
Каннский кинофестиваль: Гран-при, Приз экуменического жюри, Приз ФИПРЕССИ — все: Вернер Херцог.
Немецкая кинопремия — золото: лучший монтаж — Беата Майнка-Еллингхауз, лучший художник-постановщик — Хеннинг фон Гирке.
Немецкая кинопремия — серебро: лучший фильм — Вернер Херцог.

Версия для печати

Лариса Йоонас: Вне всех и против всех

Каждый за себя, а Бог против всех оценка: 4

Вернера Херцога часто заботит человек, как единица, человек сам по себе, отдельный и одинокий. Неважно, документальные ли это съемки о людях вне цивилизации или пересказ реального случая о Каспере Хаузере, найденыше.

Сюжет фильма довольно избит — вот у нас уже довольно взрослый человек, просидевший прикованным в тесной комнатушке все свои годы, не умеющий ходить, говорить, до недавних пор не видевший никого и ничего, табула раса, существо со стерильным жизненным опытом.

Его появление загадочно, связано с какой-то тайной. Именно она способствует тому, что Каспера начинают опекать разные люди. По мере обучения интерес к нему растет; Каспер впитывает окружающее с удвоенной силой. При этом ни эмоционально, ни социально он не вписывается в общество, очевидно, развитие таких навыков идет медленнее, чем обучение наукам и искусствам. Что касается воприятия мира, то Каспер отличается особой чувствительностью и тонкостью ощущений, что порой вызывает у окружающих удивление.

Несмотря на то, что мир встречает Каспера достаточно доброжелательно (прошлые времена, возможно, были терпимее к инаким), тем не менее, абсолютная изолированность этого человека от общего социального пространства делает его бесконечно чуждым всему. Его отличие воспринимается не как индивидуальность, а как странность; когда после его смерти вскрытие показывает патологию мозга, все вздыхают с облегчением — это не они с дефектом, это Каспер изначально был с дефектом, а они, как всегда, слава Богу, нормальны.

Чудные картины природы и музыка, сопровождающая фильм подобны неслучившимся воспоминаниям Каспера, в них отражение других чувств и ощущений, не похожих на привычный окружающий мир.

Герой умирает потому, что, возможно, становится опасным для своего "родителя", но совершенно ясно, что такие люди обречены на раннюю смерть, не умея выживать.

Каспера сыграл Бруно С., человек, переживший некогда историю, похожую на историю Каспера, прошедший психиатрические больницы, работавший уличным клоуном и через несколько лет после съемок бесследно пропавший.

(08.12.2007)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Загадка Каспера Хаузера

Каждый за себя, а Бог против всех оценка: 5

Фильм в руссоистском духе, которым пронизано большинство фильмов Вернера Херцога, как художественных, так и документальных, — дикая природа и дикие люди в ней: причем люди как органично дикие, так и сбрасывающие с себя покровы цивилизации, чтобы явить миру внутреннюю стихию. "Каждый за себя, а Бог против всех" основан на реальной истории. Это фильм, можно сказать, о немецком "национальном" герое – Каспере Хаузере, представшем в 1828 году перед жителями Нюрнберга и поразившим их своей цивилизационной несостоятельностью. Весь смак заключался в таинственности появления этого "wild child". Ранним утром его заметили стоящим посреди площади. Он стоял, сжав в одной руке шляпу и молитвенник, а в другой – письмо ротмистру. Единственная фраза, которую мог произнести Каспер, звучала так: "Я хочу стать кавалеристом как мой отец". Позже, когда Каспер научится говорить и писать, выяснится, что он прожил всю жизнь в подвале, прикованным к полу. Он не видел деревьев, травы, не слышал пения птиц. Словом, не имел никакого представления об окружающем мире. Не знал даже о существовании людей, поскольку человек, заковавший его в цепи, приносил ему пищу (хлеб и воду) только тогда, когда Каспер спал.

Каспер Хаузер показывает свой добродушный нрав и становится любимцем местных жителей. (Ныне на одной из площадей города Ансбах можно увидеть невысокий памятник Касперу Хаузеру).

Это не совсем типичный случай "маугли", поскольку Каспер не был агрессивным и не вел себя как животное (у него попросту не было возможностей перенять их повадки). Никто так никогда не узнает, зачем Каспера держали в заточении. Циркулировали слухи, что он – незаконнорожденный сын князя или жертва интриг вокруг наследства. Также может показаться, что Каспер стал жертвой эксперимента какого-нибудь "натуралиста", слишком близко принявшего к сердцу теории Руссо. Но этот вариант, скорее всего, отпадает, поскольку Каспера воспитывала не природа, а подвал.

Каспера берет в дом местный профессор и пытается его "окультурить". По мере роста самосознания, в Каспере начинает формироваться нрав, проявляться воля. Становится понятно, что окружающий мир вызывает у него недоверие и, более того, раздражение. Обретаясь в большом и сложном мире Каспер, по сути, мечтает вернуться в подвал.

Для роли Каспера Хаузера Вернер Херцог нашел непрофессионального актера Бруно С., просидевшего десять лет в приюте для слабоумных детей, хотя сам по себе он слабоумным не являлся. Реальный Каспер был подростком, Бруно С. был взрослым (на время съемок – 42 года). Однако его непосредственная игра стирает разницу в возрасте.

Фильм Херцога – это тщательная реконструкция немецкого бюргерского городка образца первой половины 19 века. Дикая наивность Каспера, его прямолинейная серьезность (он вещает отрывистыми предложениями, сжимая кулаки, словно оратор или вождь, не сознающий своего высокого статуса) противопоставляется довольно лицемерному, закованному в предрассудки разума обществу. При всей дотошности реконструкции, картина Херцога лишена бестолковой помпезности голливудских исторических фильмов. В его фильме есть поэтическая красота и трогательность; есть пасмурное очарование старины и ровное, сильное дыхание вечности. Одним словом, это подлинныйшедевр.

(29.12.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: