Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Большой / Big (1988)


Большой
Средняя оценка: оценка: 4
1988. США. 104 минуты.
Жанр: комедия / мелодрама / фантастика.

Режиссер: Пенни Маршалл.
Сценарий: Гари Росс, Энн Спилберг,
Оператор: Барри Сонненфелд,
Композитор: Говард Шор.

В главных ролях: Том Хэнкс, Элизабет Перкинс.
В ролях: Роберт Лоджиа, Джон Херд, Джаред Раштон, Дэвид Москоу.

Награды:
"Золотой глобус" — лучший актер в комедии/мюзикле — Т.Хэнкс.
Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов — лучший сценарий, лучший актер (Хэнкс) и лучший актер второго плана (Р.Лоджиа).
American Comedy Awards, USA — самый смешной актер — Т.Хэнкс.
ASCAP Film and Television Music Awards — Top Box Office Films (Говард Шор)..

Интересные факты о фильме:

  • Том Хэнкс был занят на других ролях, и роль Джоша Баскина предложили Роберту Де Ниро. Но поскольку Де Ниро запросил шесть миллионов долларов, решено было подождать (Том Хэнкс не возражал и против двух миллионов бакинских).
  • Сценарий полностью был написан еще в 1984 году и над ним даже начали ломать репу. Доломали только через три года.
  • Пенни Маршалл стала первой женщиной-режиссером, чей фильм заработал более 100 миллионов долларов в кинопрокате.
  • Вместо Элизабет Перкинс главную женскую роль должна была сыграть знаменитая на тот момент Дебра Уингер. Но поскольку Дебра была беременна, она посоветовала взять на роль Перкинс.
  • В первоначальном финале была такая сцена: Джош приходит в школу, и в это время приводят-представляют новую девочку. Джош соображает, что это — Элизабет. Ко счастью, эта сцена вызвала неудовольствие зрителей во время тестового просмотра, и эту пошлую сцену исключили из окончательного варианта фильма.

    Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Большой"

Большой оценка: 4

12-летний Джош тяготится своим возрастом. На Джоша по неизвестно какой причине обратила внимание симпатичная ровесница, выше его (как и полагается в таком возрасте) на голову. Он встретился с ней вновь на аттракционах. И здесь проблема возраста и роста просто добила Джоша: его не пустили на самый интересный и опасный аттракцион, тогда как девочка прошла.

Фанерный цыпленок, задрав крыло на метр шестьдесят пять, продемонстрировал Джошу все его детское ничтожество. Уныло шатаясь по луна-парку, Джош натыкается на автомат, "исполняющий желания".

Мальчик кинул монетку и пожелал "стать большим". Утром он проснулся в своей постели тридцатилетним мужиком. Ему пришлось покинуть отчий дом (поскольку родители его не признали и сочли, что этот взрослый мужик украл их мальчика!), отправиться в Нью-Йорк… и там устроиться на работу, чтобы было на что жить до тех пор, пока "комиссия по защите прав потребителей" не разыщет для него адреса, куда переехал цырк с автоматом, исполняющим желания. Только один человек оказал и продолжал оказывать ему всецелую поддержку — лучший друг Билли.

И вот здесь я провел своеобразный эксперимент. Дело в том, что в первый раз я посмотрел фильм, когда мне было столько же лет, сколько и Джошу. Пересмотрел я фильм только сейчас, когда мне уже исполнилось тридцать лет, и я сравнялся в возрасте с Джошем-взрослым. Однако, я хорошо запомнил свои детские ощущения и могу с уверенностью утверждать, что нынче фильм на меня произвел гораздо более сильное впечатление, чем в детстве (хотя обычно бывает наоборот. Те фильмы, от которых тащился в детстве, сейчас смотришь с кислой гримасой — как это было, например, с "Коротким замыканием" и т.д.). Отсюда можно сделать по-крайней мере один вывод: фильм "Большой", который повсюду шел с лейблом "детское кино", является поучительной картиной для взрослых. В детстве мне показалась игра Тома Хэнкса довольно несовершенной. Как-то остро я воспринял, что став большим, Джош серьезно поглупел. Теперь, пристально вглядываясь в фильм, я понял, что Джош, по большому счету, не изменился. Он изначально выглядел инфантильнее, чем Билли. Тому даже приходилось делать замкнутому, асоциальному другу замечания (по сюжету Билли старше Джоша на три месяца, а это в детстве, видимо, имеет значение). Но когда Джош стал взрослым, изменились обстоятельства, повысилась, в конце концов, ответственность. Джош играет во взрослые игры. И постепенно избавляется от своих детских комплексов — потому что "так надо". Хотя и бессмысленно (в это заключается одна из главных идей фильма: эффективный бизнес = детство, но зачем — никто не знает).

Конечно, в некоторых эпизодах Хэнкс переигрывает — например, в эпизоде с "корпоративной вечеринкой", где он давится черной икрой и выплевывает дорогую пайку на пол (попробовал бы этот тихий, скромный мальчик провернуть подобное в своей гостиной!). Но здесь можно сделать скидку на то, что роль в "Большом" — первая серьезная, интересная роль Хэнкса, доселе подвизавшегося сугубо на комических ролях в дешевых комедиях. В большинстве же сцен Хэнкс реально поражает актерским мастерством.

Этот фильм пытается донести до зрителя одну чрезвычайно важную мысль. Что от ребенка до взрослого — только один шаг. В данном фильме этим шагом становятся сексуальные отношения между Джошем и его коллегой Сюзан, которая доселе только через постель осуществляла свой карьерный рост (а сейчас случилась любовь: ее сразила "детская непосредственность" и искренность Джоша). Произошла своеобразная первобытная инициация. Секс и работа. И всё — Джош уже стал взрослым. Вписался во взрослые игры, забыл о детстве, о своей обязанности быть ребенком. Но появляется Билли, который еще участвует в детских играх, и вставляет палки в спицы велосипеда Джоша, уже увлеченного, затянутого взрослой игрой.

Тогда Джош бросает Сюзан и возвращается в прошлое. Когда я смотрел фильм в детстве, это мне показалось нелепым. Но здесь важна реакция не Джоша, а Сюзан. Джош предложил ей отправиться в детство вместе с ним. Сюзан отказалась под предлогом, "что я уже была там, и это было тяжело". Если вы видели фильм, то помните "работу" на корпорацию игрушек: когда только Джош сел на свое рабочее место в "компьютерном отделе" и начал стучать по кнопкам, приговаривая "О! Я это знаю!", его сосед попросил его поумерить пыл: "Ты что, хочешь, чтобы нас всех уволили? Работай помедленнее". Режиссер фильма нам показывает "изношенность металла".

Во время одной из посиделок с любовником Джошем Сюзан говорит: "Мне нужна стабильность! Джош, скажы! Ну что ты молчишь? Я же говорю о нашем романе, он перерастет в какие-нибудь более серьезные отношения, или как?" Фильм преисполнен таких романных "слов", которыми засорены мозги и чувства взрослых людей, и большая заслуга фильма в том, что поступки героев здесь отделяются от слов.

Фильм "Большой" лишен пронзительной жестокости детского фильма для взрослых "Мост в Терабитию". "Большой" — это лирическое, сентиментальное кино, насыщенное ностальгией, которую, разумеется, в детском возрасте невозможно ощутить. Задача, которая стояла перед постановщиками, была очень трудна, но они сумели ее осуществить как минимум на 75 процентов. А если бы фильм снимал Стивен Спилберг (который отказался только потому, что сценарий написала Энн Спилберг), то мы бы имели дело с совершенно слащавым бататом. Ко счастью, этого не случилось. Пенни Маршалл продемонстрировала исключительный вкус, который, как мне кажется, не присущ Спилбергу в случае лирического кино. Спилберг все упрощает, опошляет, мелодраматизирует (иногда, впрочем, это у него получается эффектно).

Отмечу еще, что оператором был Барри Сонненфелд, который через два года вошел в когорту коммерчески успешных голливудских режиссеров с готической комедией "Семейка Адамс", а потом с "Людьми в черном", а неожиданно лирический саундтрек к фильму "Большой" написал такой мрачняцкий композитор как Говард Шор!

Мне кажется, что "Большой" — замечательный фильм. Есть в нем и такое интересное художественное решение, переводящее фильм в рамки жанра "фэнтези", как "автомат", исполняющий желания. Совершенно простой, на насколько эффектный прием! Автомат начинает работать, то есть реально исполнять желания, только когда его выдернут из розетки. Когда он выдернут из розетки, прекращается течение токов адекватной жизни, — начинается неадекват. Законы физики больше не действуют. И Джош превращается во взрослого мужика. Конечно, к этому необходимо приложить детскую ярость! В общем, у таких волшебных автоматов только одно место — на темных краях лунапарков.

(28.12.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: