Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Слуга / The Servant (1963)


Слуга
Средняя оценка: оценка: 4.5
1963. Великобритания. 112 минут.
Жанр: драма / сатира.

Режиссер: Джозеф Лоузи.
Сценарий: Гарольд Пинтер (по роману Робина Моэма),
Оператор: Дуглас Слокомб,
Композитор: Джон Данкворт.

В главных ролях: Дирк Богард, Джеймс Фокс.
В ролях: Сара Майлс, Венди Крэйг.

Награды:
3 премии BAFTA — лучший актер (Богард), лучший оператор, лучший дебютант (Джеймс Фокс).
British Society of Cinematographers — лучший оператор.
Italian National Syndicate of Film Journalists — лучший режиссер иностранного фильма.
New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий.
Гильдия сценаристов Великобритании — лучший сценарий (драма)..

Интересные факты о фильме:

Во время съемок Лоузи угодил в больницу. Режиссерское кресло занял Дирк Богард и отснял ряд эпизодов, руководствуясь инструкциями, которые выдавал Лоузи с больничной койки по телефону. Когда Лоузи вернуля на съемочную площадку и просмотрел материал, он не переснял ни одного эпизода.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Служить и растлевать

Слуга оценка: 4.5

Фильм американца Джозефа Лоузи, сбежавшего в Британию во время маккартистской "охоты на ведьм", представляет собой социальную драму, перевертыш вроде "Принца и нищего", — вот только перемена мест случается не по воле случая или внезапному порыву, а тянется мучительно медленно. Эта перемена рассчитана и неизбежна, как старость.

Думаю, многие мечтают о слуге. Чтобы был чувак (или чувиха), который приносил бы тебе выпивку, следил за порядком в доме, выполнял мелкие, но раздражающие тебя лично обязанности, учтиво называл тебя "сэр", словом, всячески угодничал. Замечательный английский актер Дирк Богард играет такого слугу. Слуга Барретт приходит в пустой, требующий ремонта дом, где дрыхнет в кресле аристократ Тони, напившийся за обедом пивом. Тони купил этот дом, и ему нужен слуга. Барретт — профессиональный слуга и готов прислуживать.

Невеста Тони (женщина из высшего света) не считает, что ее жениху нужен слуга. Но Тони, потомственный аристократ, считает иначе. Более того, он привязывается к Барретту, несмотря на то, что Барретт зачастую косячит. Ну, а мы, зрители, из проходных сцен делаем вывод, что Барретт сам по себе человечишко с гнильцой. Но мы пока не понимаем, каков его злой умысел.

Добросердечный, наивный Тони верит, что слуга — это человек лояльный до беспредела. Когда в доме появляется "сестра" Барретта Вера, под видом горничной, и соблазняет Тони, тот считает это в порядке вещей — как особое право господина. Может показаться, что Тони прекрасно устроился! Однако, на свою беду, Тони влюбляется в Веру.

Помните сериал про "Дживса и Вустера"? Или, может, читали? "Я не позволю, чтобы слуга помыкал своим хозяином", — сказал как-то Вустер Дживсу. В фильме Лоузи происходит то, что Вустер называл "помыканием". Но Вустер не представлял, до каких "забавных игр" это может дойти. Если прежде Тони катился вниз по отлогой стороне горы, ударяясь о камни и замедляя падение о траву, то во второй половины фильма действие ускоряется; психологическая драма превращается в гротеск: Тони докатился до края горы и началось его свободное падения в бездну деградации.

В отличной ретро-драме Джеймса Айвори "На исходе дня" был показан закат аристкоратии. Вымрет аристократия — и вымрут лакеи, сохраняющие преданность до последнего вздоха. Но фильм Лоузи, снятый тридцатью годами ранее, саркастично показывает не тихое угасание лакейства, а революционные порывы "последнего лакея", его упорное стремление сделаться господином над господином. От тайной ироничности умнейшего и человечного Дживса Барретт отличается глубокой непорядочностью. Во второй половине фильма опустившийся, но целеустремленный Барретт в открытую унижает Тони, который не только опустился, но и растерял свои цели (этим фильм напоминает, кстати, "ХХ век" Бертолуччи, в котором распад аристократии выражается в первую очередь в слабохарактерности). Барретт мастерски превращает хозяин из человека в животное на протяжении довольно длительного срока. Однако, эгоист Барретт, презирающий всех, даже когда становится сам господином, остается недочеловеком. И в этом его трагедия.

(01.01.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: