Режиссер:
Александр Павловский. Сценарий: Игорь Шевцов по повести Александра Козачинского.
В главных ролях: Дмитрий Харатьян. В ролях: Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Регимантас Одомайтис.
Интересные факты о фильме:
Повесть Александра Козачинского была частично автобиографичной. В частности, прототипом главного героя был друг Козачинского Евгений Петров (который потом будет второй частью фамилии Ильи-и-Петров), а прототипом Красавчика был сам Козачинский. У Козачинского и Петрова была долгая и забавная история становления дружбы, которую мы целиком приводить не будем, потому что напрямую к фильму это не относится. Скажем только, что "Зелёный фургон" — это единственное (кроме нескольких небольших рассказов) литературное произведение Александра Козачинского.
Феномен "писателя одной книги" ни русской, ни украинской литературной традиции не свойственен. Это чисто американский феномен, там таких "однокнижных" писателей — половина классиков двадцатого века. Поэтому Александр Козачинский — автор по сути единственного текста — в украинской русскоязычной литературе стоит особняком.
Впрочем, секрет этого загадочного "писателя одной книги" раскрывался весьма просто. Козачинский не был, и не собирался быть писателем. Просто, будучи близким другом Евгения Петрова, он не мог допустить, чтобы книги Петрова и его слава остались в веках, но сама его судьба — или, скажем, один из наиболее интересных её элементов — не стал достоянием широкой публики. Именно поэтому он и написал небольшую книжку ПРО Петрова, которого обозвал "Володей Патрикеевым", упомянув, конечно же, и себя — тогдашнего вора-конокрада Красавчика.
Книжка — прекрасный образец одесской сатиры начала века — была дважды экранизирована. Признаюсь честно, ранней экранизации я не видел, поэтому ничего сказать о ней не могу. Зато более позднюю экранизацию этой повести — ту, о которой мы, собственно, и говорим, с Харатьяном в роли Патрикеева — я искренне считаю одной из лучших советских сатирических экранизаций.
От книги фильм отличается в первую очередь размером: пятидесятистраничную повесть Павловский умудрился растянуть до двухсерийного фильма, причём растянул удачно, без провисаний и пустопорожней тягомотины. Книга, в общем-то, состоит из одного акта: Володя погнался за Красавчиком, на следующий день с утра продолжает погоню, а вечером пошли брать Червня. В фильме добавлено детективной интриги: Червень оказывается не каким-то абстрактным бандитом, а одним из тех, кого Володя знает, да и число актов за счёт многочисленных авторских ремарок увеличено. ЗдОрово увеличена также и "футбольная часть", превратившаяся в фильме в настоящую поэму с прологом и эпилогом, в то время, как в книге это не более, чем небольшой эпизод общения Володи с Красавчиком.
Но главная удача авторов фильма: это прекрасно сохранённая атмосфера "старой Одессы", со смешением языков, специфическим говором, исключительно доброжелательными людьми — не важно, менты они или грабители, и загадочными, даже мистическими элементами. Всё детство я помнил, что "Червень стреляет, не вынимая руки из карманов". И если вы об этом забыли — значит, ваше детство прошло не в Советском Союзе.
Прекрасные актёрские работы, отличная постановка, и прекрасное детское воспоминание — вот чем для меня является этот фильм.