Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Невеста была в черном / La Mariée était en noir (1968)


Невеста была в черном
Средняя оценка: оценка: 3.5
1968. Франция / Италия. 107 минут.
Жанр: детектив / драма.

Режиссер: Франсуа Трюффо.
сценарий: Жан-Луи Ришар, Франсуа Трюффо по роману Уильяма Айриша (Корнелла Вулрича),
оператор: Рауль Кутар,
композитор: Бернард Херрманн.

В главных ролях: Жанна Моро.
В ролях: Мишель Буке, Жан-Клод Бриали, Шарль Деннер, Даниэль Буланже и другие.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: The bill to kill

оценка: 3.5

После Тарантино смотреть беспристрастно всё, что он перемолол в своей масорубке, создавая "собирательные" шедевры фильмов категории "Б", совершенно невозможно. Думаю, для большинства современных зрителей фильм Франсуа Трюффо будет в первую очередь "той самой картиной, из которой Тарантино позаимствовал невесту-мстительницу с её списком жертв, которых она вычёркивала по очереди". Отдельные кадры Тарантино передрал полностью: скажем, момент в самолёте, когда "Невеста" впервые открыла блокнот, записала пятерых жертв, и вычеркнула первую — это буквальная парафраза кадра Трюффо. Но в основном, разумеется, фильмы существенно отличаются друг от друга.

Фильм Трюффо рекламировали, как "детектив", но это оттого, что в шестидесятые ещё не привыкли к модному мериканскому словечку "триллер". Никаким худонитом в фильме и не пахнет, зато есть интрига, временами — напряжение, и в целом ряде моментов — более или менее неожиданные сюжетные ходы. Главная героиня, в прекрасном исполнении Жанны Моро (это та чувиха, под которую уже пятнадцать лет косит Моника Белуччи, и всё никак не догонит её по харизматичности, хотя по красоте, пожалуй, от природы превосходит) в начале фильма пытается покончить с собой. Затем говорит маме, что уезжает, садится на поезд, но с другого конца поезда сходит, и остаётся в городе. Потом она пытается прорваться в кондоминиум к какому-то ловеласу. Действие разворачивается по-французски спокойно, но решительно непредсказуемо, и только минуте к двадцатой ты постепенно начинаешь понимать, что происходит. Обозлённая мстительница находит своих обидчиков — во что временами верится с трудом, ибо всех этих обидчиков она видит впервые в жизни. В конце концов, разумеется, никто не уйдёт без пиздюлины, понеся заслуженное наказание (впрочем, в его заслуженности возникают обоснованные сомнения, особенно после того, как ты узнаёшь, в чём всё дело — но недаром говорят, что обиженная женщина страшнее паровоза).

Существенно, конечно, ощущается, что фильм снят в шестидесятых — картина здорово напомнила мне кино "до Хичкока", то есть вроде бы снимается жанр, но с очевидным игнорированием фундаментальных жанровых законов. То есть, если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно должно стрелять — причём и последовательность актов должна сохраняться соответствующая: ружьё в первом, стрельба — в последнем. Здесь же — масса неработающих персонажей, засоряющих эфир деталей, которые снижают градус напряжения, зато создают непередаваемый колорит Франции шестидесятых. Это не просто триллер об одинокой мстительнице — это также фильм о времени и людях, причём Трюффо с характерным сарказмом освещает нам нравы практически всех слоёв общества: от скромных престарелых служащих и бандитов-мошенников до богемных властителей умов и респектабельных политиков. Все они в равной степени падки на баб, и все хотят избежать ответственности, которой... см. предыдущий абзац. Как я уже сказал, никто не уйдёт без пиздюлины.

Это первый фильм Трюффо, который я видел в своей жизни, поэтому сравнивать и делать какие-то выводы я не могу. Очень неплохой, особенно как для шестидесятых, временами неожиданный триллер, который интересно смотреть, не взирая на обилие загромождающих действие деталей.

ЗЫ: весь фильм пытался вспомнить, где я слышал эту мелодию на клавесине. И, уже досмотрев картину, вспомнил: она играла в "Видоке", когда Питоф изображает нам вырождающийся "высший свет" Парижа, особенно всякие оргии похотливых старичков. Судя по всему, Питоф позаимствовал мелодию из "невесты..." Хорошая мелодия, запоминающаяся.

(03.02.2008)

Версия для печати


Мор: Между Хичкоком и Тарантино

Невеста была в черном оценка: 3.5

"Невеста была в черном" — это трибьют Хичкоку, чего Трюффо никогда и не скрывал. При этом сразу становится ясно, что "омаж" Трюффо — это очень авторская вещь, ведь конструктор триллеров Хич, блестяще владеющий техникой, никогда бы не сумел получить такую поэтичную историю о женщине-смерти. Выбор Жанны Моро на главную роль во многом определил успех работы. Моро нельзя назвать красавицей, но в ней присутствует властный магнетизм, скрашивающий возраст и сглаживающий шероховатости. Ее героиня безапелляционно вторгается в жизни мужчин, презирая правила их домов, и этим сразу же их покоряет. Смерть — это женщина, в объятья которой ты идешь, хотя предчувствуешь опасность.

Благодаря многочисленным аннотациям мы сразу же знаем, что перед нами невеста, лишившаяся своего жениха прямиком на ступенях храма. После борьбы с собой женщина решает найти виновников и отомстить им. Фильм, собственно, и представляет собой эти визиты, но если первая жертва с легкостью пикирует с балкона, а вторая погибает у ног холодной мстительницы, то дальше начинаются проблемы. Интересно, что несмотря на нелепую случайность, которая привела к гибели жениха, каждый из жертв по-своему отвратен. Т.е. Моро поневоле выступает эдакой рукой судьбы, скидывающей лишние пешки со стола. Трюффо очень интересно смешивает иронию и напряжение, эдакий легкий сюр, что особенно сильно проявляется в истории с мальчиком. И его мастерство делает каждый визит отдельным мини-фильмом.

Однако, несмотря на канву триллера, Трюффо творит со своей героиней гораздо большее, чем то, на что обычно отваживается режиссер. Чем ближе к развязке, тем сильнее бронзовеет, превращается в произведение искусства его "черная невеста". История с художником-бабником демонстрирует сомнения и душу, и на полотне мы видим ответ — вечную женственность, женщину-загадку, внутрь которой никак нельзя проникнуть. Т.е. из преступника она превращается в саму Смерть, в Диану, богиню охоты. Так как она опустошена, каждый из встреченных мужчин вдыхает в каркас что-то свое, на жесткости, даже грубости выстраивая Незнакомку. Ну и концовка, конечно, — блеск. Неудивительно, что Тарантино почувствовал в истории потенциал, доведя просвечивающие черты до абсурда.

(04.02.2008)

Версия для печати


Александр Руденко: Рецензия на фильм "Невеста была в черном"

Невеста была в черном оценка: 4

Трюффо взял за основу роман Корнелла Вулрича, написанный под псевдонимом Уильям Айриш. Тремя годами ранее, его кумир Хичкок снял по рассказу того же автора "Окно во двор". И если уж подражать, так с музыкой, решил француз — композитором фильма стал неизменный хичкоковский Херрманн. Существует мнение, что этот фильм повлиял на какое-то тарантино. Мне об этом ничего неизвестно. Я, конечно же, смотрел киллбиллов и у меня во время просмотра такое ощущение не возникало. И сейчас, при пересмотре фильма Трюффо после киллбиллов, не возникло. Как поется в песне: "Солженицын писал о совсем другом". Только и того, что невеста мстит, а фамилии режиссеров начинаются на "т" и заканчиваются на "о". Отсюда, вероятно, и домыслы. Ведь невеста-мстительница — это вечный сюжет. Его можно найти еще в античной литературе. Например, в известной трагедии Пиздокла, пресловутой комедии Ебанида, знаменитой трагикомедии Дистрофана.

Вся фильма держится на Жанне Моро. Потратив годы, чтобы вычислить и составить психологический портрет пятерых виновников смерти ее мужа (что в фильме не показано), случайно застреленного сразу же после обряда, на ступенях церкви (что в фильме показано раз десять), она офигенно протейничает, за чем следить одно удовольствие. С донжуанистым чуваком играет роль сумасбродной женщины. Другой бы не полез за нарочито брошенным шарфом, а этот полезет. С криминальным типом, играет роль шлюхи, с художником — загадочную и утонченную модель и т.д. Опять же, ловко выкручивается в случае непредвиденных обстоятельств. Почище цыган, попов, или российских СМИ умеет запудрить мозги — как взрослому, так и ребенку. Ее героиня неумолимее терминатора и нового киносупермонстра Антона Шигура. И если второй страшней первого, потому что все-таки чел, то первая страшнее последнего, потому что еще и выглядит не страшно — все-таки симпатичная женщина — это не высокий каменноликий гишпанец с причехой посетителя борделя, повсюду таскающий за собой причиндал для убоя скота. Жуть, короче. Приходит привлекательная женщина, рассказывает тебе, что десять лет назад ты оказался не в то время, не в том месте, понимающе кивает головой, когда ты убедительно рассказываешь, что ни в чем не виноват, даже плачет, входя в твое положение, но все равно мочит, порою даже обрекая на муки. Не специально, конечно, а так сложилось. Действовала по обстоятельствам. Была б возможность застрелить, застрелила бы, но если единственный вариант убийства закрыть объект мести в кладовке, чтобы тот задохнулся — ничего не поделаешь. Но и невинных, огульно обвиненных в ее грехах, отмазывает. Ее цель — замочить конкретных пятерых. Но не так, чтобы совсем уж "цель оправдывает средства". Впрочем, тут уж манипуляции зрителем — Трюффо вовсю пытается показать, что одна из самых "спорных" жертв — отец ребенка — отвратительный тип. Вот показал бы, что это нормальный, хороший человек — было бы зашибись. Опять же, тот, кто, собственно, стрелял — действительно бандит. То есть не обошлось без унылых "оправдательных" клише, да.

В конце романа, по которому поставлен фильм — неожиданный поворот сюжета, ставящий все с ног на голову. Но это клише Трюффо, слава кино, проигнорировал. Поэтому фильм можно смотреть неоднократно.

(04.02.2008)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Невеста была в черном", или убить Билла по-французски

оценка: 3

Франсуа Трюффо продолжает изъявлять симпатию американской жанровой литературе. В 1966 году он сделал экранизацию "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери, а в 1968 — экранизацию романа нью-йоркского детективщика Корнелла Вулрича "Невеста была в черном", изданного, кстати говоря, и в России. Интерес к Вулричу со стороны Трюффо совсем неудивителен. Будучи фанатом Альфреда Хичкока, он, конечно, знал, что именно рассказ Вулрича лег в основу одного из лучших фильмов мэтра "Окно во двор", а кроме того, полдесятка рассказов Вулрича были экранизированы в рамках программы "Час с Альфредом Хичкоком". То есть, Трюффо не только оценил удобность переложения текстов Вулрича на киноязык, но и сделал своего рода трибьют Хичкоку.

При этом он перенес действие во Францию, а героями сделал французов. Невеста Жюли Кольер поочередно убивает пятерых человек, которые виновны в гибели ее жениха.

Фильм отличается фантастической равнодушностью. Жюли Кольер — застывшая маска, тоскливый биоробот, который выполняет программу. Фильм лишен интриги, интересует лишь то, каким образом Жюли привалит очередную жертву. Однако, и убийства сняты нарочито невыразительно, приземленно. Самое "американское" в картине Трюффо — насыщенная, эффектная, "голливудская" музыка нью-йоркского композитора Бернарда Херманна (плотно сотрудничавшего с Хичкоком).

Формалистические находки Трюффо кажутся сомнительными, но именно таким образом, настолько же невыразительно, впоследствии было снято множество французских детективов — с Жан-Полем Бельмондо, Ивом Монтаном, Аленом Делоном. А может, это был целый заговор, в котором приняли участие Франсуа Трюффо, Клод Соте, Анри Вернье и Жак Дерэ…

(04.02.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: