Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Билет на поезд / Tickets (2005)


Билет на поезд
Средняя оценка: оценка: 4
2005. Италия / Великобритания. 109 минут.
Жанр: драма / сборник.

Режиссер: Аббас Киаростами, Кен Лоуч, Эрмано Ольми.
Сценарий Аббас Киаростами, Пол Лаверти, Эрмано Ольми,
музыка Джорджа Фентона,
операторы Махмуд Калари, Крис Менгес, Фабио Ольми,
редакторы Бабак Карими, Джонатан Моррис, Джованни Дзиберна.

В главных ролях: Мартин Компстон, Карло Делле Пьяне, Сильвана Де Сантис, Филиппо Трояно, Гэри Мэйтланд, Уильям Руэйн.
В ролях: Валерия Бруни Тедески, Блерта Кахани, Клайди Коррай, Данило Нигрелли, Каролина Бенвенга, Роберто Нобиле.

Интересные факты о фильме:


  • Оператором эпизода Эрмано Ольми является сын режиссера Фабио Ольми.
  • Сестрой Валерии Бруни Тедески, по которой сохнет профессор в первой части, является Карла Бруни, разлучница семьи французского президента Николя Саркози и его нынешняя жена

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Берлин-Рим, или Последовательность бесполезных поступков в движущемся поезде

Билет на поезд оценка: 4

"Билеты" — совместный проэкт Ольми, Киаростами и Лоуча. Итальянца, иранца и англичанина. Место действия — Германия и Италия, главные герои — итальянцы, шотландцы и албанцы. Актриса из первого эпизода — свояченица нынешнего президента Франции. Кроме того, в фильме мелькают немцы, индусы, негры и композиторы.

Такая интернациональность фильма соответствует разностильности трех частей, связанных друг с другом на первый взгляд лишь местом действия (на первый, подчеркиваю). Местом не абсолютным (точкой на планете Земля), а относительным (одним и тем же движущимся поездом на этой планете). И еще, конечно, тем, что каждый эпизод как-то связан с билетами: в первом билет лишний, во втором билеты не на те места, в третьем билета не хватает. Все эпизоды длятся строго один и тот же промежуток времени, чуть больше получаса. Это примерно похоже на дурацкие конкурсы, которые проводились (и теперь, наверно, проводятся) на т.н. "литературных" говносайтах: придумайте рассказ про ангелов, например. Четыре тысячи, по-моему, знаков.

Эпизод Ольми отличается от эпизодов Киаростами и Лоуча больше, чем они отличаются друг от друга, это, кстати, признают и Киаростами с Лоучем, мнение Ольми на сей счет неизвестно. Ольми придумал рассказ об итальянском фармацевте, едущем из Германии домой на поезде, в котором ему куплено два места. Он едет и вспоминает секретаршу, которая купила ему эти билеты и проводила до поезда, режиссер как бы показывает нам мысль фармацевта, порхающую туда и сюда — от переговорной комнаты до перрона, от перрона до вагона, от вагона до детских воспоминаний пожилого профессора, которому бес двинул в ребро, как несложно догадаться, — и глядя на порхание мысли, мы понимаем два факта: что секретарша, действительно, была на самом деле, и провожала его на поезд, это первый факт; и что ни в каком ресторане они не сидели, всё фантазии, и это второй факт. В какой именно момент вымысел превращается в фантазию, нам непонятно.

Эпизод Киаростами гораздо более интересен. Это просто отличный эпизод, иногда мне кажется, что он лучший в фильме (сейчас как раз такой момент), иногда — что лучший эпизод был снят Лоучем. Во вторые полчаса в поезде едет толстая противная тетка с двадцатипятилетним то ли сыном, то ли любовником (его статус потом выясняется), со всеми скандалит и третирует своего спутника. Тут уже есть некий даже экшен, то есть можно описать, что за чем следует. Билеты тут привязаны таким боком: один из скандалов разгорается из-за них.

Эпизод Лоуча касается трех шотландцев и четырех албанцев. Это просто отличный эпизод, иногда мне кажется, что он лучший в фильме, иногда — что лучший эпизод был снят Киаростами. На этих семерых — шесть билетов. А их семеро. Каждому билет жизненно необходим. Что делать? Разворачивается кошмарная драма, убийство, ядерный взрыв. Я в детстве очень боялся ядерного взрыва. Кульминация момента немного неожиданна.

Несмотря на то, что эпизод Ольми — однозначно худший, у меня нет уверенности, что он тут не нужен и без него было бы лучше. Во-первых, обратите внимание, что общее количество билетов все-таки соответствует количеству пассажиров (первый и третий эпизод уравновешивают друг друга), и почти до конца фильма сохраняется напряжение: используют ли как-нибудь три режиссера этот факт и приведут билетную ситуацию к гомеостазису, закольцуя фильм, или же связность фильма останется невысокой? На этот вопрос я ответа, конечно же, не дам. В любом случае, связный этот фильм или не очень, возможно, эпизод Ольми задает немного мечтательное настроение всему фильму, одновременно придавая своей заторможенностью динамики последующим эпизодам.

Самое главное общее во всех трех сценах следующее: поступок на исходе получаса эпизода. Даже у Ольми иль профессоре совершает некоторый поступок, для него, возможно, довольно сильный, после которого дрожат руки, это как примерно ответить в юношестве хамскому продавцу: с одной стороны страшно, и он тебя старше, с другой стороны ты понимаешь, что прав. Сам же по себе поступок так себе. (Сам по себе // Он так себе.) У Киаростами поступок серьезнее. У Лоуча, возможно, еще серьезнее. Во втором и третьем эпизодах поступки могут кардинально перевернуть мнение не очень проницательного зрителя о том или ином персонаже. Лоуч при этом умеет нагнать напряжения, а у Киаростами поступок выходит как бы сам собой, под действием мгновенного импульса.

Кроме того, тут все по правде. Поезд правда движется (и пребыстро), вагоны правда трясутся, колеса правда стучат, за окном правда проносятся пейзажы. Операторская работа у Киаростами лучше всего, у Лоуча ее не замечаешь, у Ольми про нее не помнишь. У Лоуча охренительные диалоги, охренительные. Актеры играют хорошо — я имею в виду в основном актеров на главных ролях, конечно — за исключением первой сцены, где актеры тоже играют хорошо (наверно), но там и играть особо нечего. Но, в общем, это ерунда, разъединение фильма на актерскую игру, оператора и т.д. выглядит искуственным; единственное естественное разъединение — на три сегмента, каждый из которых сделан совершенно без швов и накладок. Очень удачный фильм. Настоящий европейский поезд.

Впрочем, нет, пожалуй, без первой части он был бы все-таки лучше. Рецензенту, как героям фильма, следует сомневаться до самого конца. На оценку это, впрочем, не повлияет, как и решения героев не повлияют по большому счету ни на что.

(31.01.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: