Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Грустная весна / Синяя весна / Aoi haru (2001)


Грустная весна / Синяя весна
Средняя оценка: оценка: 4
2001. Япония. 83 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Тоcиаки Тойода.
Сценарий — Тосиаки Тойода, Тайо Мацумото,
оператор — Норимити Касамацу,
музыка — Thee Michelle Gun Elephant, The Blondie Plastic Wagon.

В главных ролях: Рюхей Мацуда, Хирофуми Арай.
В ролях: Соске Такаока, Юсуке Ошиба, Такаcи Цукамото, Юта Ямадзаки, Шуго Ошинари, Маме Ямада и др.

Версия для печати

Мор: Обручи мнимой свободы

Грустная весна / Синяя весна оценка: 4

Во многих отзывах фильм фигурирует как работа о школьной анархии. Тем, кто так написал, нужно отрывать руки — фильм вдохновенен и глубок. В нем присутствует жестокая поэзия и воздушное ощущение ностальгии. Хотя "Грустная весна" — работа режиссера, в юности бывшего чемпионом по шахматам, а затем сбежавшего с двумя гитарами и пачкой похищенных у родителей денег в Токио, так что кое-что о странных подростках он знать просто обязан. История Тошиаки может послужить примером любому будущему киноделу — впечатленный фильмом Сакамото, он приехал в столицу и написал письмо, где сказал, что хочет работать вместе с режиссером. Так и вышло — Тойода числится сценаристом нескольких его фильмов.

"Blue spring" — адаптация биографических новелл (манги) Тайо Мацумото, больше известного как автор "Железобетона". Фильм очень точно поймал момент распада личности на пороге социализации, когда ты еще не знаешь, кем будешь, но уже не можешь быть тем, кем тебе предлагают. Ты еще никто, но и уже никто. Красивый и изящный Куджо (Рюхей Мацуда) становится новым "боссом" в школе. "Босс" определяется на крыше школы, где претенденты вылезают за ограду, свешиваясь над пустотой, и хлопают в ладоши, отпуская руки. Тот, кто способен не упасть вниз и хлопнуть большее количество раз, на излете все-таки ухватившись за спасительную ограду, побеждает. Кажущаяся ребячливость выборов искупается настоящей угрозой смерти. Внешне Куджо не очень подходит на роль босса — в нем нет быковатости, его не интересует самоутверждение, он не любит фотографироваться, оставаясь за рамкой. Однако когда дело доходит до необходимости драки, он побеждает. В самом начале фильма мы видим, как парни делают фотоснимок, чтобы увековечить свою дружбу, — Аоки гораздо более мужественен на вид, но по жизни слегка растяпист; Юкио — настоящий пижон, Йошимура — мальчик на побегушках. Все они молоды, дики и не знают, куда податься.

Биографичность чувствуется в каждом кадре — не пошлая и мемуарная, а расплывчатая, загадочная, с привкусом боли и драйва, как любое воспоминание о банде юности. Тойода снабдил фильм музыкой известных японских музыкантов и эффектным slow-mo, которое вначале выглядит странно, но затем становится понятно, что как снимок запечатлевает начальное состояние дел, так и slow-mo в мозгу зрителя оставляет отпечаток "исходных данных". Снимал "Грустную весну" оператор Сого Ишии, Норимичи Касамацу, а это — знак качества видео. Снято все мастерски — почти прозрачно в нужных моментах, очень брутально в сценах драк, абсурдно, обескураживающе в ряде сцен. К примеру, момент, где Аоки заставляет безымянного школьника вцепиться в банку зубами, а затем наступает ему на голову.

Куджо и Аоки — друзья с детства, и раскол между ними происходит только сейчас, в выпускном классе. Т.к. статус нового "босса" подвергается сомнениям, им приходится отстаивать положение сверху иерархической лестницы. Для того, чтобы восстановить статус униженного Аоки, расслабленный бисенен Куджо берет биту — и отделывает малолетних панков в туалете. Но для него возможность быть боссом — это просто желание стоять на самой высокой точке школы, охватывая взглядом небольшой мир, наблюдать за текущей жизнью под облаками. Аоки же быстро схватывает новые правила жизни и начинает "поддерживать авторитет". После того, как остальные друзья теряются и по тем или иным причинам исчезают, Аоки приходится напоминать Куджо, что нужно периодически давать понять панкам, что к чему, зачищать территорию. Ему необходимы правила, чтобы существовать, и он неплохо их усваивает, вызывая страх у окружающих. Но Куджо на правила наплевать, он никого не запугивает и не поучает, но при этом все равно остается первым. Из-за безразличия Куджо в глазах Аоки нарушается схема действие-следствие; Куджо кажется другим, странным, и именно это определяет дальнейшую трагедию.

Соперничество не единственная тема фильма. "Грустная весна" не о том, что школа — это жестокая клетка, она о том, что непонятно, что находится за ней. Мира за школой мы вообще не видим. Выросшие парни бродят по изрисованным грязным коридорам, играют на гитарах, дерутся, вдыхают воздух весны, — и чувствуют себя потерянными, хотя в этом и не признаются. Куджо не доверяет тем, кто знает, чего хочет от жизни. Призрак скоро умрет. Живописно и сжато рассказана история парня-спортсмена, который прямо из школы уходит к якудза, — это нужно видеть, конечно. Йошимура, наслушавшись от Оты про то, что тот знаком с боссом, извлекает нож и дает кровавого Цукамото. Аоки превращается в садиста ради того, чтобы доказать Куджо свою силу, а Куджо не хочется никаких доказательств. Он умеет драться, бить, стоять насмерть, но, кажется, этого не хочет. Сцена, изображенная на постере к фильму, — одна из сильнейших. При этом в "Грустной весне" нет ни капли "ван сентовского" мрака или воскового, неприятного оттенка. Цветет сакура, скоро распустятся цветы сенсэя-карлика, должно что-то произойти. Что-то особенное.

Все эти крыши, лестницы, пролеты, банки в подъездах и изрисованные парты сняты так, что между неизвестной японской школой, которая легко могла бы расположиться в спальном районе Питера, и твоей бывшей школой протягивается пространственный коридор. Многие очень любят снимать про то, к каким последствиям приводит несчастная привязанность, односторонняя любовь, преданная дружба. Но "Грустная весна" отлично иллюстрирует то, какой болезненной может быть разделенная, сильная дружба разных людей. При этом ей легко удается выходить за рамки истории о друзьях или взрослении, она собирается из множества разноцветных квадратов, меняющих свое расположение, заставляющих замолчать посередине истории и послушать ветер. В ней достаточно юмора, а концовка выглядит скорее стильной, чем трагической. Анализ фильма я предоставляю зрителям — его стоит посмотреть.


(14.02.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: