Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Бал пожарных / Hoří, má panenko (1967)


Бал пожарных
Средняя оценка: оценка: 4
1967. Италия / ЧССР. 71 минута.
Жанр: драма / комедия.

Режиссер: Милош Форман.
Сценарий Милош Форман, Ярослав Папоушек, Иван Пасер по рассказу Вацлава Сашека,
оператор Мирослав Ондричек,
композитор Карел Мареш,
редактор Мирослав Хайек,
продюсеры Карло Понти, Мирослав Хайек.

В ролях: Ян Вострчил, Йозеф Себанек, Йозеф Валноха, Франтишек Дебелка, Йозеф Колб, Ян Штокл, Вратислав Чермак, Йозеф Рехорек, Вацлав Новотны, Франтишек Райнштайн, Франтишек Паска, Франтишек Свет, Ладислав Адам и др..

Интересные факты о фильме:


  • Фильм шел в Чехословакии три недели при Дубчеке, а после "Пражской весны" 1968-го г., разумеется, был запрещен. В 1969 г. его (возможно, поэтому) номинировали на Оскар как лучший зарубежный фильм. Соответственно, это последний фильм, снятый Форманом в Чехословакии и первый, снятый им на цветную пленку.
  • Более того, из-за этого фильма Форман и эмигрировал из Чехословакии! История следующая: Карло Понти, итальянский продюсер фильма, обиделся за что-то на этот фильм и прекратил его финансирование, поставив Формана под угрозу отсидеть 10 лет за "экономический ущерб государству". К счастью, парижские продюсеры выкупили права на фильм и помогли Форману денюжками. Когда наши танки вошли в Прагу, он как раз по этому поводу тусовался с парижскими продюсерами в Париже. Разумеется, возвращаться было опасно. Он и не вернулся.
  • Прототипом бала пожарных стал настоящий бал пожарных, увиденный Форманом и Папоушеком в городке Врхлаби (Хохенэльбе), когда они думали, о сценарии нового фильма.

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Старикам здесь не место, или Старикам там не место

Бал пожарных оценка: 4

0. Я хотел объяснить (в 14 пунктах), отчего данный текст написан по пунктам, но Сладкая N, когда увидела мое объяснение, сказала, что если я буду объяснять, до описания собственно текста никто не доберется. Что мне было делать? объяснение ценно само по себе, оставить человечество без него я никак не могу. Было принято компромиссное решение — оставить объяснение в другом месте и отослать туда заинтересованного читателя.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


15. Теперь собственно о фильме. Разоймем же и его, елико сможем, по пунктам, как мы разъяли по пунктам саму идею разъема по пунктам и математической нумерации.

16. Начнем, разумеется, с начала. Фильм приковывает внимание зрителя с первых кадров, когда молчаливые суровые мужчины, роняя слова (веско, как жемчужины на весы), рассматривают подарочный экземпляр холодного оружия. Диалог строится примерно следующим образом:
Отличный подарок → Наверно, понравится → Точно понравится → Отличный подарок → Только надо не как в прошлый раз, а то подумает, что мы боимся, что не доживет до конца бала, и потому дарим → Откуда ему знать, что у него рак → А откуда ему знать, что у него нет рака → Я не говорил → Никто из нас не говорил → А доктору так вообще по закону запрещено об этом говорить, будь у тебя хоть самый страшный рак на свете → Вот потому докторам никто и не верит → Каждый ведь чувствует свой последний час. Никому и не надо говорить → Да ты скорей умрешь, чем сообразишь об этом.
Сей диалог половым составом участников, их внутренним достоинством, логическими переходами от конкретных тем к абстрактным напоминает диалоги в фильмах Квентина Тарантино. Правда, старики из пожарной бригады, хоть и бравые ребята, не похожи на бандюганов.

17. Отступление о диалогах 1. Комический эффект в некоторых диалогах возникает вот откуда: один из партиципантов с умным видом вещает, а остальные ему внемлют, иногда пытаясь возражать, иногда нет; при этом все дают друг другу высказаться. Это взаимное уважение играет с ними злую шутку: окажется, почти любая высказанная мысль, если ее довести до конца, будет жуткой банальностью или глупостью. Сочетание банальности, серьезного вида и серьезного уважения к этой банальности и рождает смех. Диалоги Формана в фильме подходят под эту схему, только взаимоуважение участников не всегда выдерживается, что связано, видимо, с дебилизмом собеседников. Тупы в этом фильме все говорящие роли; что создает, разумеется, атмосферу общей мрачности.

18. Отступление о диалогах 2. Кстати хочу сказать, что такое же взаимоуважение можно отметить и в разговорах в Кемерово — не знаешь, с кем ты в данный момент повстречался на жизненность пути, а невежливость в определенных кругах может караться смертью — во всяком случае, могла, пока кемеровских бандюганов не замочили в их уютных кемеровских сортирах. Во всяком случае, мне так рассказывал человек из этого города, одного из самых криминальных во время перестройки. Искренне надеюсь, что вежливость там осталась — без сопутствующего риска для жизни, конечно.

19. Главные герои являются, как мог уже догадаться проницательный читатель, а) пожарными, б) стариками. Профпригодны ли эти пожарные как пожарные? Не скажу, хотя форма вопроса уже подсказывает вдумчивому читателю ответ. Профпригодны ли эти старики как старики? вполне (я сам не знаю, что имел этим "вполне". Что такое профпригодность стариков? Не дает ответа). Например, они довольно противные, когда рассматривают женщин, напоминают другого чешского старика, поделом съеденного Поленом — мерзкого педофила пана Злобека. Я даже проверил, не одни ли и те же актеры там играют — увы, нет. С другой стороны, они обычные люди. Но, может быть, эти старики-пожарные захватили город и правят им? Ответа тоже нет, однако и такое возможно.

20. Про массовку, поддерживающую мрачную атмосферу, можно сказать следующее. В данном фильме массовка репрезентирует все человечество, а не только социалистическую его часть, как утверждали некоторые обозреватели из противоположного лагеря. Форман довольно горько смеется над всем человечеством; абсурд этого фильма больше похож на гоголевский, а не на кафкианский (я говорю "кафкианский", потому что зловещая тень Кафки лежит на чешских режиссерах, — но в еще большей степени она лежит на критиках, пишущих о чешских режиссерах; и еще долго будет лежать). По Форману судя, ничего хорошего это человечество из себя не представляет.

24. Но по антуражу, конечно, изображен ад мир социалистической провинции. Чешский социалистический мир при Дубчеке примерно равнозначен нашему миру при Горбачеве, когда что-то уже стало можно, но как это что-то делать — никто не имеет понятия. Тем более — провинция. Примерно, может быть, эта юность страны, perestroika — аналогична юности жизни, когда трахаться уже можно, а как — непонятно (об этом, кстати, и фильм в нынешней разделке).

25. (Трагедия не очень старых даже стариков пожарных, заметим в скобках, в том, что они не соответствуют юности страны и жизни — или жизни страны).

22. Фильм, несмотря на большую массовку, камерный, примерно как "Гараж". Декорации бедные — здание клуба и сарай;

23. и так же, как в "Гараже", удивительно, что он вышел при социализме, когда мир был безоблачен, а люди были хорошие и без недостатков (если не считать некоторых малосознательных личностей). Видимо, Дубчек, как в свое время Николай I про "Ревизора", сказал, рисуясь, что-то типа: "Тут всем досталось, а мне больше всех" — ну или что-то в этом роде, — и изящным росчерком пера завизировал сценарий. Хотя — кому дано знать, как на самом деле происходят великие исторические события?

26. (Как ужасна жизнь в социалистической провинции, могут сказать тут люди в скобках. Как страшно жыть! — возопят они. Вспомнят, пожалуй, песни про улицу Ленина и про Ален Делона. Не забудут и про лимиту, понаехавшую в Москву, лишь бы только удрать из своих мытищ и балаковых. Никаких возможностей, никаких связей и удобств, произвол милиции, вредные химические производства. И не так уж будут неправы люди в скобках, и все их доводы будут приняты во внимание, кроме одного: скуки. Тоску и скуку провинциальных городов (если не принимать во внимание опасности кемеровоподобных бандюганов) можно уподобить однообразной серой поверхности, на которой рисуй хоть белым, хоть черным, и мало что ограничивает тебя в творческом смысле. Поэт, бредущий в дебри в поисках вдохновения! Монах, пускающийся в бурное море на утлом каррахе! Взыскующий мудрости брамин! Маленькие российские (чешские) городки — вот твоя истинная цель. До сих пор, до сих пор — езжай в Шахунью, а еще лучше — в Котельнич, и поэтические строчки сами польются из уст твоих, Бог услышит тебя, а круговорот перерождений словно бы забудет о твоем существовании).

27. В общем, лично мне нисколько не удивительно, что после Пражской Весны Форман уехал (услышал ли его Бог — пытливый ум читателя пусть сделает вывод сам), а его фильм запретили. В СССР-то перестройка пришла почти на двадцать лет позже!

28. В итоге — о чем же фильм? Я не знаю. Сюжет: пожарные устраивают в клубе сюрреалистический бал. Но сюжет же ничего не скажет даже читателю с фантазией. Главное тут не сюжет. О тоске провинциальных городов, наверно. Форман же все-таки уехал в метрополию.

(25.02.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: