Владимир Гордеев:
Зловещие эксперименты враждебных пришельцев над невинными детьми
Незадолго до развала социалистического содружества классик чешского киноавангарда Вера Хитилова сняла детский фильм о том, как важно быть одному за всех и всем за одного.
Десять детей из разных школ отобраны для специальной программы, которая реализуется на горнолыжном "курорте" типично совдеповского вида. Турбаза называется "Волчьей", и в этом названии скрыта суть фильма. Дело в том, что это местечко облюбовали бессмертные пришельцы, замахнувшиеся на мать нашу Землю (ввиду бессмертия пришельцам необходимы новые миры). Оригинальная особенность сюжета заключается в том, что пришельцы не намерены марать руки в крови землян, они надеятся, что люди сами перебьют друг друга. Они собирают вместе одиннадцать негритят детей, но парят их, что по плану негритят должно быть десять. Из-за одного лишнего спортивно-учебный курс может отмениться, а сами дети будут голодать. Типа, давайте, мол, вышвырните кого-нибудь обратно! Но дети не вышвыривают. Постепенно пришельцы начинают нагнетать психологическую обстановку на базе, стараясь превратить толпу подростков в волчью стаю и пытаясь заставить детей не просто вышвырнуть одиннадцатого, а убить его.
Вера Хитилова сняла прикольный фильм. Именно так — прикольный. Гротескные ситуации, много смешных детских дурачеств. Когда фильм крутился в советском кинопрокате, обозреватели нашли в картине "элементы фильма ужасов". Пожалуй, их действительно можно разглядеть в паре-тройке сцен. Самое лучшее в Вере Хитиловой — ее мощная жизненная энергия. Фильм импульсивный, невероятно бодрый. Часто используется ручная камера, идут многочисленные наплывы, применяется съемка под углом. Попытки Хитиловой в каких-то моментах быть серьезной, практически обречены на провал. Даже "долгие" планы со льдом и снегом являются долгими лишь по сравнению с остальными, и даже мрачная медитативная музыка звучит довольно жизнерадостно. А и то правильно — Хитилова все же снимала детское кино…