Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса / The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford (2007)


Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса
Средняя оценка: оценка: 3.5
2007. США. 160 минут.
Жанр: вестерн / драма.

Режиссер: Эндрю Доминик.
Сценарий: Эндрю Доминик по роману Рона Хансена,
Оператор: Роджер Дикинс,
Композитор: Ник Кэйв, Уоррен Эллис.

В главных ролях: Брэд Питт, Кейси Эффлек.
В ролях: Сэм Рокуэлл, Пол Шнайдер, Джереми Рэнер, Сэм Шепард, Гарретт Дилахант, Элисон Элиот, Мари-Луиза Паркер.

Награды:
2007 — Лучшая операторская работа — Роджер Дикинс (Chicago Film Critics Association Award, Dallas-Fort Worth Film Critics Association Award, Florida Film Critics Circle Award)

2007 — Лучший актёр второго плана — Кейси Аффлек (National Board of Review, USA, National Society of Film Critics Award, USA, San Francisco Film Critics Circle, Satellite Award)

2007 — Лучший фильм (San Francisco Film Critics Circle)

2007 — Лучший актёр — Брэд Питт (Венецианский кинофестиваль).

Интересные факты о фильме:

На роль Роберта Форда претендовали два актёра: Аффлек и Шиа ЛаБёф. Роль досталась Аффлеку, потому что ЛаБёфа сочли слишком молодым для того, чтобы играть этого персонажа.

В контракте Бреда Питта был пункт, что название фильма не будет изменено.

У Бреда Питта половина безымянного пальца стёрта компьютерной графикой во всех сценах, где видно его руку.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Убийство беззащитного зрителя трусливой скукой повествования

Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса оценка: 2.5

Признаться, в конце осени прошлого года, когда стало ясно, что "Убийство Джесси Джеймса" не выйдет в наш прокат (в американском они отгремели одновременно с "3:10 на Юму", и последняя выскочила на наши экраны чуть ли не в сентябре, немедля после выхода в штатах), я очень удивился. В самом деле. Вестерн. Снятый при участии компании "Вирчуал студиоз" (той самой, что нарисовала "300 спартанцев"). С Бредом Питтом в главной роли. И не выпустить в прокат совсем???

Масла в огонь подлили критики, которые в один голос расхваливали фильм, и включали его в какие-то списки "лучшего за год" наряду с нашумевшими "безместными стариками". Ну и фестивали, разумеется. Бред Питт получил приз в Венеции. Кейси Аффлек вообще призов нахватался, как собака блох. А, ну и оператор получил там тоже ништяков, хотя, я думаю, награждать надо было всю бригаду "операторы-осветители-художники-мастера по визуальным эффектам". В общем, куда ни плюнь, фильм интриговал.

Во всём этом умопомрачительном интриганстве был только один аргумент, который оправдывал наших прокатчиков, отказавших фильму в выходе на отечественный экран: фильм наглухо провалился в прокате, собрав в штатах чуть более трёх миллионов долларов при бюджете в тридцать миллионов. И знаете, что я хочу вам доложить? Это обстоятельство на поверку оказалось самым важным.

Нет, это не вестерн. Если бы я должен был охарактеризовать жанр этого фильма, я бы назвал его так: "экзистенциальная поебень". Сто шестьдесят минут (если у кого плохо с арифметикой, я переведу — два часа сорок минут) на фоне умопомрачительных колорадских пейзажей, нарисованных на компьютере, нам показывают историю престарелого бандита, который, сука, вообще непонятно что, и молодого бандита, который вообще, сука, не знает что. И в итоге молодой убивает престарелого, хотя счастья это ему не приносит. Всё, блять. На весь фильм — три события. Нет, четыре. А, ну если считать и это, то пять. Пять событий с одной перестрелкой в стиле советской бытовухи. Две мысли. И одна несложная мораль. Признаюсь честно: я с первого раза картину не осилил, пришлось прервать просмотр, и продолжить на следующий день с того места, где остановился. Где-то последнюю треть. И, в общем-то, последняя треть отдельно мне даже почти пошла. Я даже почти получил удовольствие, и проникся моралью. И подумал: "чёрт, а ведь действительно хорошее кино могло получиться, если бы авторы не толкли воду в ступе". Это ж надо — два часа сорок минут на кино без событий. Питер-джексоновский формат при отсутствии даже сотой доли питер-джексоновского драйва.

Наверное, Рон Хансен написал действительно хороший роман. И авторам фильма очень хотелось этот роман точно перенести на экран, Бред Питт даже настоял на том, чтобы фильм не дай бог не переименовали. Вот только хороший сценарист знает, что у литературы и у кино совершенно разные языки, и книгу надо не переносить на экран, а адаптировать для экрана. И это далеко не всегда так просто, как казалось. Потому что многие вещи, которые в книге тебе казались сильными, просто офигенными, из фильма придётся вовсе выбросить, и наоборот, какие-то книжные мелочи раскрывать в полноценные кино-элементы. Здесь же, судя по всему, сценарная работа проделана из рук вон плохо. Впрочем, я бы не стал обвинять одного только сценариста картины. Потому что сделать столь снотворную поебень с претензией на глубокомысленность усилиями одного только сценариста невозможно. Все хороши. Все молодцы, чё и говорить. Один только оператор не при делах, он снимает, чего происходит, а когда ничего не происходит, снимает пейзажи. И делает это отменно. Роджер Дикинс, кстати, тот самый коэновский оператор, которого я недавно хвалил за "Бартона Финка". Он же и последний фильм Коэнов снял, "Стариков".

Во всём этом есть единственная положительная деталь. Если этот фильм действительно реалистичный вестерн, то всем нам теперь стало ясно, как на самом деле скучно и уныло было на Диком Западе. Более тоскливого и нудного места/времени, наверное, не найти в истории человечества. И всё то, что мы видим в американских кино-вестернах, — не более, чем раскрученный бренд, не имеющий к реальности никакого отношения. Даёшь фильмы про самураев и запорожских закаков! Они, по крайней мере, были весёлыми перцами. Танцевали гопак, пили горилку и ебали польских панночек. А вестернам я с сегодняшнего дня объявляю бойкот.


P.S. тут я, такой, безо всякой связи с фильмом и рецензий, делаю резкий переход, и рассказываю вам анекдот. Типа бонус к рецензии. Только что, пытаясь забить слово "ассассинейшн", и забыв, сколько в нём букв "с", вспомнил. Анекдот такой:
В трамвае едет пафосная тётка. Такая, ля фам рафени. И тут заходит пьяный вдрободан мужик, и становится над ней. Стоит, шатается, дышит перегаром, слюни капают. Она ему в сердцах говорит:
- Мужчина, вы у меня ассоциируетесь со свиньёй.
А он ей отвечает:
- А ты у меня асса... асса... ассаси у меня, дура!

(04.03.2008)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Убийство Джесси Джеймса"

Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса оценка: 4

Я поняла, чего мне не хватало в прошлом году, — медитативного вестерна в духе "Предложения". Теперь эта лакуна заполнилась. О "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" очень удачно сказал Роман Волобуев: "Трусливый Роберт Форд (Кейси Аффлек) хочет быть сперва при нем, потом с ним, потом им, потом вместо него — и пулей в затылок, как можно было предположить, их отношения не заканчиваются: там чуть ли не самое интересное уже после пули происходит". Добавить тут что-то трудно. Странно другое — многие ставят длину фильма ему в недостаток, а ведь это время проходит незаметно, хронометраж вполне оправдан. Лазоревая пелена фильма окутывает мастерством Дикинса, скрипичной музыкой, удивительной гармонией кадра и скрепляет эти разноплановые красоты весьма напряженной психологической борьбой. Закадровый голос расставляет вехи внутренней мифологии фильма, однако о переживаниях персонажей умалчивает. Думаю, у многих такое смещение сильной доли может вызвать раздражение — голос говорит, но яснее не становится. То же самое происходит и с кульминацией — мы прекрасно знаем, что Джесси Джеймс будет убит, вопрос только в том, как и зачем, т.е. результат возможного экшна уже лежит на поверхности. Более того — после пули в затылок дело действительно не заканчивается, оно длится и длится, лишенное внешне ярких событий.

Вестерн, на мой взгляд, — это жанр, который наиболее точно характеризует жизненный процесс. В вестерне герой практически всегда один, он следует из пункта в пункт, храня верность исключительно дороге, не залипая на декорациях, которые меняются от городка к городку. У него часто появляются друзья, но все они так или иначе его предают — предают реально, позарившись на деньги, предают формально, но не менее больно, соблазняясь удобным бытом. Герой остается героем, но вокруг него все постоянно перетекает и изменяется, а когда он замечает, насколько далеко проникла порча, бывает уже поздно. То же самое происходит и с Джесси Джеймсом — он слишком занят собственным миром, в который заглянул и вышел из тела, чтобы заниматься мелкими дрязгами и страхами разнообразных бродяг. И вот уже оказывается, что пока он смотрел за горизонт, предугадывая ходы полиции, его друзья сгнили заживо. А вернее будет сказать, что у него никогда их не было. В таком разрезе совершенно неважно, силен Джесси Джеймс или нет. Режиссеру нет нужды уверять в этом зрителя — более того, Джесси в фильме страдает приступами ярости, он теряет первоначальное чутье, он загнан в ловушку, в чем-то обаятелен, но нечестен и не целостен. Думаю, что плюс Брэда Питта в том, что он сыграл усталого и несовершенного персонажа. Если Тайлер Дерден был безукоризненно мощным образом, которому ты готов был подчиняться, то Джесси Джеймс иногда попросту придурковат. Он не богоподобен, а опасен, как бывают опасны непредсказуемые люди.

"Убийство Джесси Джеймса" показывает развитие поклонения, которое при приближении к кумиру всегда влечет за собой реакцию своего рода разочарования, уверенности в том, что ты тоже смог бы быть таким же, попытку переработки идола, попытку его превзойти. Слабые люди бывают очень жестоки к своим богам, не замечая, что сталкивая с пьедестала статую, мало меняются. Режиссер поэтапно и крайне красноречиво рисует подобный тип отношений: вначале Роберт Форд ведет себя, словно деревенский дурачок, привирает и унижается, чтобы его взяли в банду. Затем он молчаливо наблюдает, постепенно приближаясь к Джесси. Поклонение Джесси льстит, таких людей удобно использовать, однако через некоторое время он обнаруживает, что Форд буквально окружает его со всех сторон. Есть в таком поклонении и нарциссическая, эротическая сторона, в дружбе она присутствует довольно часто, и тут трудно не вспомнить "Талантливого мистера Рипли". Тоска во взгляде, мямлящий голос Кейси Аффлека дадут фору лучшим драматическим ролям многих актеров. Заметив, что Форд пытается казаться более осведомленным, чем является, Джесси выгоняет его. Но в этот момент Роберт Форд уже считает, что имеет на Джесси некоторые права, возникает обида, которая растет вместе с желанием уже не быть рядом с Джесси, а быть таким же, как он, затем — быть лучше него. Особенно в этом плане важна сцена убийства врывающегося в квартиру кузена, где Форд понимает, что он тоже может убивать людей. Это первый шаг на пути к словам: "Он всего лишь человек".

Можно, конечно, ругать фильм за длину или за то, что в нем, якобы, маловато событий, но мне кажется, что событий здесь даже слишком много. Кульминацией я считаю разговор, в котором Форд излагает сходства между Джесси и ним, и Джеймс выводит его из себя, заставляя присутствующих натужно хохотать над слабостью соперника. Кейси Аффлек играет надсадно, неприятно, очень правдоподобно. Для Джесси парни вроде Форда — всего лишь выскочки, не способные контролировать собственные желания, он питает к нему своего рода привязанность, основанную на упрямстве Форда. Джесси не учитывает хитрость парня — и погибает. Я не говорю "терпит поражение", потому что поражение терпит убийца, перешагнуть через своего Будду ему не удается. Со стороны Джесси Джеймса это не только освобождение из смертельной ловушки, но и последний укол перепуганному предателю. Поступок Форда вызывает отвращение у кабачной публики не потому, что он убил Джесси Джеймса, а потому, что он сделал это, ведомый диким страхом, что его самого застрелят. Эта исступленность похожа на признание в любви. У Форда отсутствует личность — даже после убийства он становится не Робертом Фордом, а "человеком, который убил Джесси Джеймса". Обратите внимание на то, чье имя стоит в новом образе страдающего слабака. Т.е. если отнять определение после запятой, ничего не останется. Форд этого не понимает — и повторяет свое предательство снова и снова, разыгрывая его на сцене. Галерея, достойная зеркал "Гражданина Кейна".

Кстати говоря, Джесси Джеймс даже не умен, тогда как Форд в достаточной степени интеллектуален. Но Роберту Форду не нужен ум, ему нужна фактура, мужественность, подвиги, а как раз на это-то он и не способен. Несовпадение желаний выглядит жизненной иронией, черным юмором, ведь Форд мог достичь успеха на каком-нибудь ином поприще. Кроме всей этой закваски существуют и второстепенные персонажи. И каждый из них действует, обладает своим характером, дополняет фильм. Отличная работа.

(28.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: