Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Земляничная поляна / Smultronstallet (1957)


Земляничная поляна
Средняя оценка: оценка: 5
1957. Швеция. 90 минут.
Жанр: драма / мелодрама.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман,
Оператор: Гуннар Фишер,
Композитор: Эрик Нодргрен, Гёте Ловен.

В главных ролях: Виктор Шёстрем, Биби Андерссон.
В ролях: Макс фон Зюдов, Ингрид Тулин, Гуннар Бьорнстадт, Юллан Киндал, Фольке Сёндквист.

Награды:
Международый кинофестиваль в Берлине — "Золотой медведь" за лучший фильм, премия ФИПРЕССИ Виктору Шёстрему как лучшему актеру.
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
Международный кинофестиваль в Венеции — специальный приз.
Bodil Awards — лучший иностранный фильм.
Итальянский синдикат киножурналистов — лучший иностранный фильм.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм.
Mar del Plata Film Festival — лучший фильм, лучший актер (Виктор Шёстрем).
National Board of Review, USA — лучший фильм, лучший актер (Виктор Шёстрем)..

Интересные факты о фильме:

Сценарий к фильму Бергман написал, когда лежал в больнице.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 197 рублей


Владимир Гордеев: Утешение и вдохновление

Земляничная поляна оценка: 5

Как-то раз мы сидели втроем и выпивали под "Город бога" Мейреллеша. Я смотрел его в третий раз и было мне не слишком интересно. Остальные грузанулись социальными проблемами "страны, где много диких обезьян". А потом мы зарядили в двд-проигрыватель "Земляничную поляну" Бергмана... И, о чудо! В наших рядах произошло заметное оживление, лица посветлели, разум прояснился. Преображение, как оно есть.

Вкратце о сюжете. 78-летний врач отправляется в город, находящийся не так уж и далеко, примерно как Москва от Питера, на автомобиле, хотя уже куплены билеты на самолет. В одном из университетов того города ему должны вручить почетную награду, какую-то степень за достижения в науке. С ним едет его невестка. В пути попадаются несколько попутчиков; старику снятся сны о прошлом, а кроме того, он заезжает в место, где жил давным-давно, — и на экране воскресают те далекие моменты его жизни (снятые просто фантастически, через призму восприятия старого человека, а следовательно сильно отличающиеся от "объективных" моментов — тех, что показывает экран в "реальном" времени, и "субъективных", тех, что показываются на том же самом экране, но в "нереальном" времени. Удивительный монтаж!).

Потрясает позитивность каждого кадра и совокупности кадров. Сплошной яркий, сияющий свет, что удивительно для Бергмана, к которому, в его творческих фантазиях, образ смерти чаще всего является в виде черного забвения.

В роли профессора-путешественника Исака Борга снялся престарелый режиссер Виктор Шёстрем. Ему с поразительной уверенностью и блеском удалось воплотить на экране то, чего мы все ждем от счастливой старости: светлой печали, спокойствия, смирения и в то же время исключительной надежды. Исак Борг вежливо и интеллигентно прощается с жизнью и с теми, с кем жил, иллюстрируя классический тезис "надо прожить так, чтобы потом не было стыдно за прожитые годы".

Все сомнения главного героя, его видения, демонстрирующие незаслуженность той научной премии, которая его ожидает в конце путешествия, мнение его невестки о нем, как о крайне эгоистичном человеке, растворяются в милосердии некоей невидимой, но ощущаемой "эфирной оболочки", которая окружает человеческую жизнь как в целом, так и в частности, и сообщает человеку веру в себя и в других людей, одухотворяет его, наделяя терпимостью и тонкой восприимчивостью, почти граничащей с равнодушием — но не являясь им! Точно так же, как эта восприимчивость не является и признаком приходящей со временем слабоумной сентиментальности.

"Земляничная поляна" — такой фильм, что многого о нем не скажешь. Из него не торчат во все стороны оборванные сюжетные нити, недоговоренные слова, смутные невнятные мысли, за которые можно было бы уцепиться и растянуть рецензию на тысячи знаков. Это цельный и очень плотный фильм, но притом человечный, легкий и оптимистический... Подлинный шедевр! Фильм, который служит прекрасным подтверждением тому, что кино — это всё же не только развлечение, не только средство незамысловатой разгрузки после рабочего дня, но и, в первую очередь, сильный и могучий вид искусства. А искусство предназначено утешать и вдохновлять человека, как бы переселяя его на короткий отрезок времени в иной чудесный мир, где собрано лишь самое лучшее. Тот мир имеет свои границы — будь то границы холста, а будь то хронометраж кинофильма. И ведь эти границы не человека отделяют от внешнего, суетливого, неприятного мира, а мир отделяют от человека, который спрятался, утомленный от тщетной суеты, за стенами святилища высокого искусства и смотрит теперь спокойно через бойницы вниз, придумывая новую тактику и стратегию боя на полях жизненных сражений, так или иначе ведущих к смерти... Ведущих к смерти, но совсем не к духовному или моральному поражению.

(17.11.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: