По странному стечению обстоятельств, — видимо, в связи с приближением самой короткой ночи в году, — этот номер оказался связанным с пришельцами из иных миров, преимущественно мертвых. Судите сами: байки из дальневосточного и одесского склепов, зомби против якудза, путешествие в мир мертвых, мир живых и просто в иной мир, фильмы "Преисподняя" с одной стороны и "Внеземной" с другой. В "Классе" обиду смывают только кровью, названия остальных картин в номере также достаточно подозрительны. В общем, дико страшно!
Александр Руденко: Рецензия на фильм "30 дней ночи": Аляска, городок Барроу. Крайне северный населенный пункт. Перед наступающей сроком на на месяц ночью большинство жителей сваливает. Остается 133. Вдруг отключается электричество и кто-то вырезает всех собак. А потом на город нападает стая вампиров, одетых в человеческую летнюю одежду. Откуда они там взялись хрен его знает. Но иногда, попив крови, они собираются вокруг вожака и он им что-то кхекает, а внизу титры, типа, "Мы — древняя раса! Мы им покажем как надо сосать! Мы заставим себя уважать!", после чего снова акты кровожорства, а потом снова пятиминутка политинформации.В общем, в первый же день кровососы зохавали сто с лишним человек и осталась небольшая группка людей во главе с шерифом — вооруженным топором Хартнеттом.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Внеземной": История про кыштымского карлика чем-то меня завораживает. Есть что-то трогательное в рассказе о сельской бабке, которая нашла на кладбище задрипанного полумертвого уродца, принесла его домой и заботилась о нем, как о родном сыночке. Поэтому, когда я узнал о том, что украинцы (на русскоязычных интернет-сайтах фильм почему-то числится российским) сняли по мотивам сей истории фильм, я немедленно полез в торрент. От фильма сразу повеяло милой совдепией: дешевизна ("Внеземной" — телевизионный проект), медлительный темп повествования, унылый главный герой — деревенский мент с брюшком. Действие картины происходит в Чернобыльской области, но возникает ощущение, будто б и не отделялась никогда Украина от России… И вот, значит, повторяется история кыштымского карлика.
Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Десять", или не произноси имени Господа твоего напрасно: В данном случае слова "комедийная экранизация" вовсе не означают, что киношная простыня запестрит добродушными приколами в духе "Всемирной истории". Помните, когда Моисей спускается с горы с тремя скрижалями и говорит: "Братья, я принес вам 15… (роняет одну) … 10 заповедей Господних!"? Ничего похожего. Задача этой экранизации заключается в том, чтобы показать, как заповеди теряют свой первоначальный смысл в условиях современной трансформированной морали, и насколько стрёмной эта трансформация является (другого слова, кроме "стрёмной", не подобрать, потому что это и не страшно, и не смешно, зато местами противно). Допускаю, многие будут ждать историю про "Не прелюбодействуй", как урока по 61-му параграфу учебника биологии, и, наверно, её исполнение действительно является показательным.
А. Ботев (и Сладкая N): Путешествие в царство мертвых: случай Алисы: Этот фильм, конечно, страшен — потому что он рассказывает о том, как человек побывал в мире мертвых. В мифологиях всех, наверно, народов, есть мотив, в котором смертный попадает в царство мертвых, или в мир, где, помимо прочих, обитают души умерших. В этом мире всегда есть сложно понимаемые правила и закономерности. Например, нельзя заговаривать с жителями. Или нельзя есть их еду — иначе можно остаться там навсегда (например, в виде куклы). См. сказку xxxv про охотника здесь. Кэрролл, сознательно или нет, построил не совсем даже детский искусственный нестрашный мир мертвых, куда попала Алиса. Шванкмайер строит аналогичный мир в современных декорациях. По сути — пересказывает древний миф современными образами.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Подозрение / Суспирия": Начинающая балерина Сюзи приезжает из Америки в Германию, чтобы тянуть мыски в известнейшей балетной школе. В день приезда ревет ветер, льёт ливень, а у входа в школу Сюзи сталкивается с зашуганной девицой, которая в панике удирает в парк. После чего девицу находят мертвой. Днем, на занятиях, с Сюзи приключится обморок, и местный врач пропишет ей "стакан красного вина" каждый вечер. Из-за выпивки на Сюзи будет нападать страшная сонливость (а в это время подруга по комнате будет рассказывать ей страшные истории о ведьмах в балетной школе, надеясь, что Сюзи примет участие в расследовании)…Из заурядного готического сюжета вырос совершенно инфернальный фильм! Классическое джалло плюс ведьмы, нетопыри и гаргульи.
А. Ботев (и Сладкая N): Путешествие в царство живых: случай Полена: Если "Алиса" Шванкмайера рассказывает о путешествии живого в царство мертвых, то его "Полено" — рассказ о путешествии мертвого в царство живых. Этот фильм в некотором роде симметричен "Алисе". Это также экранизация, на сей раз народной сказки про кадавра, желудочно неудовлетворенного. В России эта сказка в большинстве списков называется "Сказка о глиняном парне".Путешествие мертвого в царство живых нелегко подготовить. Мамаша тронулась умом на почве бездетности и усыновила какую-то корягу. После большого количества магических ритуалов (совершаемых участниками неосознанно) мертвая коряга приходит в мир живых и производит в нем разрушения, сравнимые с теми, что производит Алиса в мире мертвых. Сравнимые, но при этом гораздо более страшные, потому что воздействие Алисы на мир мертвых обратимо (в мире мертвых смерти нет, и даже отрезанную голову можно приставить обратно; ср.
Лариса Йоонас: Только кровью: Откровенно говоря, писать об этом фильме, как о фильме — довольно сложно. Режиссер предварил его ссылкой на реальные события, и это, и сама техника съемок, и очень точная психологическая картина, и непрофессиональные юные актеры, переводят фильм из разряда кино, которое искусство, в разряд эпизода из жизни. Фильм невозможно смотреть, физически очень тяжело. Правдоподобие и узнаваемость происходящего, завязанные на эпизоды, случавшиеся с каждым в школьном возрасте, погружают зрителя на дно происходящего, вынимая его из взрослой скорлупки и делая подростком-соучастником событий. Мне сейчас трудно вспомнить что-либо, связанное с тем, как фильм был снят, так он захватывает, зато я хорошо помню, что было написано на лицах всех присутствоваших в любой момент фильма.
Мор: Versus: якудза против зомби и друг друга: Если из названия "Х vs Y" убрать переменные, останется квинтэссенция жанра action. Неважно кто и зачем сражается, — главное, чтобы кто-то эффектно надирал кому-то задницу. Бесконечно позерский фильм, воплощение боевика, в котором присутствуют элементы консоли. В видеоэпоху за этот фильм можно было бы отгрызать головы. Понт пропитывает каждую позу, руководит выражением лица и тоном каждого из героев, а о том, что в "Versus" есть сюжет, ты узнаешь только к середине фильма. Герои держат пистолеты и носят одежду так, что у тебя ни сомнения не должно остаться в том, что они — очень серьезные ребята. Это было бы плохо, если бы не сопровождающий дело юмор, — как любой хороший представитель жанра, Versus в определенной степени является самопародией.
Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Преисподняя": Сразу после отличной "Суспирии" Дарио Ардженто умудрился снять совершенно беспомощную "Преисподнюю". Если в "Суспирии" был смазан финал, то в "Преисподней" смазано всё. Фильма — нет. Есть набор отдельных сцен, невнятный сюжет и отчаянные попытки сохранить атмосферу первого фильма. Некоторые из сцен, впрочем, неплохи (как обычно у Ардженто): например, "охота за жемчугом" в затопленном подвале и все сцены, где участвуют живые и мертвые кошки. Однако, даже эти неплохие сцены нанизываются на тощий стержень маразматического оккультного хоррора, в котором фигурируют загадочные "три матери" и средневековый архитектор-эзотерик Варелли (его, кстати, играет Федор Шаляпин-младший), — причем на фасаде его дома почему-то висит памятная табличка: "Здесь жил и трудился Гурджиев".Самый серьезный минус фильма, который при иных стечениях обстоятельств мог бы обратиться жирным плюсом, — отсутствие главного героя.
Александр Руденко: Рецензия на фильм "Железо": Малобюджетный готический киберпанк, минималистски снятый через красный фильтр в лучших фульчиарджентских традициях по части всяких ракурсов "скособочившись, из-под плинтуса", всякой там игры света и прочих визуальных приколов. Все действие постапокалиптического фильма о роботе-убийце происходит практически в пределах одной квартиры. Сборщики металлолома перекупили у карлика-скупщика найденную другим бродягой голову робота. Дело в том, что скоро Рождество, а у одного из этих "металлистов" подружка — ваятельница, создающая из всякого хлама при помощи газосварки, "болгарки" и примусов монументальные пикассоидные композиции-инсталляции. Подружка разукрасила бошку андроида в цвета СШАстого флага и присобачила его в центре своего кошмарного произведения искусства.
Мор: Рецензия на фильм "Детектив кошмаров": Коммерческая работа Шиньи Цукамото, автора "Тэцуо", в которой он выступил и автором сценария, и монтажером, и художником, и режиссером. О факте коммерции говорит то, что уже подписан контракт на вторую серию, а в Голливуде планируется снимать ремейк. Что мы имеем? В остатке это традиционный слэшер, но будет негодяем тот, кто так скажет, потому что в сложившуюся схему Цукамото вливает свежую кровь собственных фишек. Как вам картина, когда спящий человек отрезает себе руки-ноги и неистово вонзает ножницы прямо в шейную артерию? Несмотря на присутствие огромного количества японских звезд и глянцевость картинки, мы имеем дело с настоящим творцом. Цукамото удается пугать, хотя его привычка снимать себя в главных ролях начинает утомлять.
А. Ботев (и Сладкая N): Фильмы Шванкмайера "Полено" и "Алиса", как уже было сказано в рецензиях на них — про современные путешествия в царство живых и царство мертвых соответственно. С этой точки зрения они симметричны, и основное отличие между ними только в указанной частности, ну, и в антураже, который этой частности соответствует.A posteriori тут будет уместно вспомнить, что другой способ проникновения в царство мертвых — попадание в Зазеркалье. Зеркальное отражение обладает свойством симметрии, кроме того, в Зазеркалье попадает и Алиса, когда второй раз отправляется в страну мертвых. Ситуация с "Поленом" и "Алисой" отличается от обычной — Алиса не просто отражается в зеркале, а меняется местами со своим отражением, и ее, с некоторой долей допущения говоря, двойник — Полено — отражается в нашем мире.