Награды: "Оскар" — лучшие спецэффекты (Х.Р.Гигер, К.Рамбальди, Б.Джонсон, Н.Аллдер, Д.Эйлинг). BAFTA — лучший художник (М.Сеймур), лучший саундтрек. Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший фильм в жанре "фантастика", лучший режиссер, лучшая актриса второго плана (В.Картрайт). Премия "Хьюго" — лучшая драма. МКФ в Сан-Себастьяне — лучшие спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
"…Alien — весьма приятная комедия, в которой астронавты, возвращающиеся с луны, пытаются поймать своего кота, прячущегося в ракете. Чтобы сделать это, они используют ряд хитрых уловок, одной из которых даже стало то, что они нашли костюм жука с длинными когтями, чтобы напугать животное. После нескольких инцидентов (один из них погибает от жуткой простуды, слишком сильно кашляет… его коллега в костюме проваливается сквозь двери в космос…), главная леди ловит кота и взрывает планету Криптон…" (из рецензии Жана-Пьера Жене, будущего постановщика "Чужого 4").
"Чужой" — фильм-прорыв. Сенсация на поле боя за кошельки кинозрителей. Фильм, который наряду с несколькими другими фильмами, снятыми в конце 70-х — начале 80-х годов, определил мейнстрим на долгие года (добавлю, что эпоха "Чужого" еще не закончилась, хотя и близка, как никогда, к закату). Пальму первенства держат "Звездные войны" Джорджа Лукаса, которые стали технологическим прорывом (следующий подобный прорыв приключился в 1991 году — "Терминатор 2" Джеймса Камерона). Дизайнерский триллер "Чужой" внес вклад в реальность вымышленного мира. Еще один фильм Ридли Скотта, "Бегущий по лезвию", не только совместил технологию с бытовым реализмом, но и наделил футуристический мир философской подоплекой, таким образом выйдя за пределы чистого жанра. "Бегущий по лезвию" остается самым великим фильмом, сделанном в фантастическом жанре. В свою очередь, Стивен Спилберг снял две важные фантастические киноленты — "Близкие контакты III рода" и "Инопланетянина", переведя специфический, узкий жанр в колею всем доступного "семейного кино". Я не включил в этот список "2001: Космическую одиссею" Стенли Кубрика, но только потому, что масштабный, монументальный фильм Кубрика и Кларка слишком элитарен, чтобы вдохновить массы. Но вряд ли без него был возможен тот прорыв, который совершили "Звездные войны" в 1977 году и "Чужой" в 1979. Сейчас, к сожалению, научная фантастика падает на землю, сбитая баллистической ракетой фэнтези (этапный фильм — "Властелин колец" Питера Джексона). Продюсеры стали зарабатывать деньги не мрачными глубинами Вселенной, а вымышленными мирами с эльфами и драконами. Да и публика, скажем прямо, потупела, утратила веру в то, что Земля вращается вокруг Солнца… В такой ситуации могут выжить лишь "Звездные войны", представляющие идеальный вариант "и нашим, и вашим".
"Чужой" — это готическая история о том, как хуеголовая зубастая тварь с концентрированной кислотой вместо крови носится по темным закоулкам космического тягача и убивает его обитателей. Огромный звездолет — суть средневековый замок, в чьих запущенных коридорах присутствует потусторонняя жизнь, прячется тайна. У художников-постановщиков даже была идея сделать завод, прицепленный к тягачу, в форме средневекового замка, но когда дошло до съемок, оказалось, что заснятый на пленку завод слишком напоминает диснеевский замок, и от идеи пришлось отказаться. Главной героиней готического романа, как правило, является женщина. В "Чужом" тоже главная героиня — женщина. Космос — это влажное женское начало, хаос. Продюсерам в какой-то мере удалось "успокоить" фильм. Но сексуальные символы, щедро наполняющие сосуд фильма, тревожат зрителя в обход его рассудка, и такая неуловимая тревога, связанная с опасностью и сексом, тоже свойственна готическому роману. Интересно, что напыщенная витиеватость слога готического романа преобразовалась в фильме Скотта в изощренный дизайн и хитроумную постановку света, в напичканные деталями интерьеры. Скотт гениально рассудил, что избыток как функциональных, так и "декоративных" (бытовых) предметов вдохнет в фантастические, вымышленные интерьеры жизнь. Ничего подобного в фантастическом кино прежде не было! Замечу, что принципу насыщения видеоряда деталями Ридли Скотт остается верен до сих пор. Есть и существенное отличие от готического романа. Романтика, в данном случае — "романтика космических путешествий", оказалась низвергнута в черную дыру, и вместо страхов, приятно щекочущих нервы изнеженных зрителей, создатели фильма предлагают настоящий, взрослый ужас с обилием крови и мощным саспенсом.
Готическая история в футуристическом антураже, убедительно запыленном ветром времени (интерьеры корабля искусственно "состарили"), ставит высочайшую планку всему жанру космической фантастики. И немногим ее удалось преодолеть. Скажем прямо: только Джеймсу Камерону в "Чужих".
А вот известный писатель-фантаст Альфред Ван Вогт посчитал (и подал в суд), что сценарист Дэн О’Бэннон спиздил идею из его рассказа "Этюд в алых тонах" 1939 года, в котором тоже была инопланетная тварь, существовавшая за счет других форм жизни. В 1950-м году рассказ Ван Вогта вошел в его, Ван Вогта, роман "Путешествие "Космической гончей". Действительно, Дэн О’Бэннон написал сценарий "Чужого" по мотивам своего романа "Память", написанном только в 1972 году, но в таком случае можно вспомнить и рассказ Джона В.Кэмпбелла "Кто идет?" (по нему снят фильм "Нечто"), опубликованный в 1938 году, и сказать, что Ван Вогт утянул идею оттуда, — особенно учитывая то, что в обоих рассказах люди сражаются с инопланетным монстром в замкнутом пространстве. Нет, "Чужой" гениального визионера Ридли Скотта (и лишь во вторую очередь О’Бэннона) — это квинтэссенция киношных фантастических хорроров, плодившихся с начала 50-х годов со страшной силой, но так и не сумевших вырваться из пыльного закутка категории Б на просторы "большого кино". Благодаря Скотту, остросюжетная фантастика (в кинематографе) выпрыгнула из детских штанишек во взрослый мир и заматерела на глазах.
Больше мне сказать о фильме нечего. Но настоятельно советую пройти по этой ссылке, — здесь находится увлекательная история о создании "Чужого", начиная с этапа написания сценария. Богато иллюстрированный материал содержит редкие фотографии со съемочной площадки, раскадровки Ридли Скотта, эскизы Ханса Руди Гигера и других художников, показываются различные модели "Ностромо", планетоида и монстра, здесь же раскрываются секреты, как делались спецэффекты. Повествование сопровождается комментариями всех ключевых фигур, работавших над созданием фильма, — от продюсеров до актеров.