Режиссер:
Летиция Коломбани. Сценарий: Летиция Коломбани и Каролин Тивель.
В главных ролях: Одри Тоту, Самюэль Ле Биан. В ролях: Изабель Каре, Клемен Сибони, Софи Гилемин, Эрик Савин, Мишель Герэй, Элоди Наварре.
Интересные факты о фильме:
В занятных фактах об этом фильме обычно указывают всякие забавные вещи об эротомании, которую также часто называют синдромом Клерамбо. "Экранка" решила не оставать и дать читателям короткую справку:
- несмотря на то, что эротоманию действительно описал Клерамбо, и в психиатрии её часто связывают с его именем, под понятием "синдром Клерамбо" обычно понимают "синдром Кандинского-Клерамбо", совершенно другое патологическое состояние, свойственное некоторых психозам, в частности, нескольким разновидностям шизофрении. Не путайте.
- эротоманию также иногда называют "эротоманией Клерамбо". Так говорить можно, только нельзя путать "эротоманию Клерамбо" и "синдром Кандинского-Клерамбо".
- под словом "эротомания" помимо собственно эротомании или "эротомании Клерамбо" иногда понимают просто повышенную сексуальную возбудимость. Это неправильно. Повышенная сексуальная возбудимость согласно последнему пересмотру классификатора называется "сатириаз" (у мужчин) и "нимфомания" (у женщин).
- эротомания — это синдром, который, как правило, является одним из проявлений истерии. Он редко бывает свойственен серьёзным психозам, хотя иногда эротомания может перерости в шизофрению.
- несмотря на то, что это довольно редкий синдром, люди, страдающие эротоманией, регулярно становятся персонажами кинофильмов. Например, "Play Misty for Me" (1971, режиссёр и исполнитель главной роли — Клинт Иствуд) или свежачок "Anna M." (2007, режиссёр — Михаэль Спиноза). Кстати, главную роль в Анне М. сыграла Изабель Карре, которая играла одну из ролей и в "Любит — не любит".Версия для печати
Дмитрий Савочкин:
Любит, не любит, к серду прижмёт, на хуй пошлёт...
Как я уже где-то писал, в психиатрическом триллере важны две вещи. Первая — это зачотный выбор заболевания. Обилие поднадоевших шизофрений, ретроградных аменезий и биполярно-аффективных психозов портит саму концепцию психиатрического триллера, который должен поражать зрителя неожиданностью реакций страдающего заболеванием человека. И вторая — выбор формы подачи, сюжетного построения, которое позволит в наилучшем виде продемонстировать это заболевание.
Обе задачи решены Летицией Коломбани на твёрдую пятёрку. Заболевание, выбранное ею для этой картины — или, вернее, синдром — является одним из самых загадочных проявлений женской души. Это романтическая влюблённость, толкающая женщин на... впрочем, не буду спойлить. Короче, знакомьтесь: эротомания. Форма же подачи — эдакий "объёмный взгляд" — представляет собой классическое, но крайне редко используемое в современном кино решение.
Чувственная и возвышенная, Летиция Коломбани не парит себе голову рамками жанра, а беззастенчиво снимает мелодраму — любовную историю обманутой и покинутой девушки, которая, рано или поздно, в своём стремлении быть с любимым человеком доходит до крайней точки... Размеренный и плавный, фильм тем не менее обладает своеобразным "французским шармом", и чрезвычайно затягивающей праздничной атмосферой. Французские пригороды, быт среднего класса, старые домики, изящные улочки, и цветы-цветы-цветы. Даже Одри Тоту, которую я, вообще-то, переношу весьма дозированно, здесь, в принципе, на своём месте. В итоге получается нескучно и добротно — как, в общем, и дОлжно снимать такие фильмы.
Очень рекомендую фильм всем любителям мелодрам, всем любителям Одри Тоту, ну и всем любителям психиатрических триллеров, в общем-то, тоже.
На правах спойлера — пару слов об эротоманах. Читать ПОСЛЕ просмотра фильма.
Неврозы, подобные эротомании — удивительная штука. Люди сохраняют практически полную критичность, адекватно отражают реальность, у них нет галлюцинаций или псевдогаллюцинаций, более того — они даже отличают свои фантазии от того, что в действительности имело место быть. Но их социальная компетентность и способность к каузальной аттрибуции начисто разрушаются под давлением романтических мечтаний. Они начинают вкладывать совершенно иной смысл во взгляды, вздохи, и случайные слова. Их стремление интерпретировать какие-то социальные мелочи "в свою пользу" не оставляют места для сомнений, и заставляют действовать.
Эротомания часто сопрягается с наврозом навязчивых состояний, и выражается в преследовании объекта обожания — вплоть до агрессивных действий со стороны даже самых безобидных на вид эротоманок. Оцените, как сильно смотрится момент, когда персонаж Ле Биана попадает в дом своей преследовательницы! Несмотря на лёгкую и праздничную атмосферу картины, эта сцена по-настоящему пугает, хотя вот попробуй ты сказать, что именно здесь такого страшного? Да ничего. Неожиданность, и... "неадекватность", вот. Дивное слово "неадекватный", означающее в быту решительно любое отклонение от психической нормы, в фильме Коломбани наполняется полноценным смыслом.
Забавно, кстати, что эротомания — это одно из немногих чисто женских заболеваний (наряду с послеродовым психозом, например). Мужчины-эротоманы в природе практически не встречаются.