Режиссер:
Генри Миллер. Сценарий — Генри Миллер, Том Фелан, оператор — Фред Мерфи.
В главных ролях: Уиллем Дефо. В ролях: Питер Стормаре, Клеа Дюваль, Скотт Спидман, Юл Васкез, Эми Карлсон, Дон Харви и др.
Интересные факты о фильме:
- в эпизодической роли снялась Дебора Харри (соседка) и брат Стива Бушеми (детектив);
- анаморфоз (в живописи) — это техника помещения в одно визуальное изображение другого, которое становится заметным при определенном угле зрения. Самый известный пример — картина Ганса Гольбейна младшего "Французские послы".Версия для печати
Триллер про серийного убийцу, выполненный по негласным канонам такого рода расследований, включающим концепцию, которая объединяет разрозненные колоритные преступления в систему. Убийца рисует картины с помощью своих жертв — то разрезая их и складывая мозаику, а то и в самом буквальном смысле. Он старается размыть грань между насилием и искусством, смерть превращается в адский и бесчеловечный вариант живописи, люди — в материал, краски и кисть. Со времен фильма "Семь" концептуальные убийства пользуются спросом, и "Анаморфоз" упорно следует канве классического уже триллера Финчера. Убийца не просто убивает, это слишком мало для него. Он манипулирует общественным мнением, загадывает загадки, пытается вовлечь в игру, копирует убийства других. И мрачному детективу (постаревший Уиллем Дефо) ничего не остается, как начать играть, ведь убийца его к этому вынуждает.
"Анаморфоз" мог бы быть очень неплохим фильмом, но остался невнятным кинопродуктом, которых много, которые проходят мимо наблюдателя и которые порой с любопытством извлекаешь с полок. В нем есть действительно впечатляющие моменты, заставляющие моральную планку покачиваться. В контрасте с обыденной, тихой, умеренной жизнью детектива, постоянно вспоминающего последнее нераскрытое дело в одинокой квартире, они дают сильный эффект. Например, когда подвешенные под крышей подвала куски тел с нужного угла вдруг складываются в гротескно выглядящую птицу. Убийца предлагает взглянуть на его инсталляцию и подивиться извращенному таланту. И вот уже в витринах магазинов появляются фотографии, а в выставочном зале неизвестный художник выставляет подобные миниатюры, которые хорошо продаются. Или, к примеру, сцена, когда детектив погружает кисть в кровь и заканчивает картину маньяка.
Тема живописи с помощью гибели мне близка. Я достаточно много времени посвятила разработке подобной философии. Но "Анаморфоз" не дает возможности посмотреть на характер "художника", он получается слишком мелким, слишком тщеславным. Его убийства — это тщательно сделанная реклама, желание, чтобы им восхищались. Поэтому его появление оформлено невнятно, а концовка не убеждает.
Мир "Анаморфоза" туманен, плохо проницаем. Его размытость удачна — на основе такого мира шоковые импульсы полотен-убийств привлекают внимание и кажутся даже взрывом обыденности. Детектив вынужден пробудиться от собственного полусна-вины, провоцирует его воскрешение и ощущение, что в прошлом он мог ошибиться. Главный герой уже встречался с серийным маньяком и застрелил его при задержании, а сейчам, при взгляде на птицу из трупов, он задает себе вопрос: "А того ли я убил?". Молодое поколение, которое своей не знающей скромности активностью выталкивает детектива из жизни, вызывает все большие сомнения в собственных силах.
"Анаморфоз" простоват и циничен — он подбирает эффектную концепцию, чтобы заставить нас удержаться у экрана, при этом не уделяя должного внимания тому, чтобы очеловечить каждого героя. Стормаре, в уста которого вкладывается разгадка художественного явления, с помощью которого убийца предсказывает будущее преступление, выглядит глубоко чуждым этой конструкции персонажем. Увлечение антикварной мебелью у детектива и его предельная аккуратность тоже кажутся надуманными штрихами, призванными выделить героя из толпы.
Однако я рекомендую посмотреть "Анаморфоз" кинолюбителям, интересующимся триллерами такого рода. Во многом из-за момента с "чернильницей".