Режиссер:
Тимур Бекмамбетов. Сценарий: Майкл Брандт, Дерек Хаас, Крис Морган, По комиксам Марка Миллара и Джей Джи Джонса, Оператор: Митчелл Амундсен, Композитор: Дэнни Эльфман.
- снят по мотивам комиксов Миллара Wanted, хотя сходство скорее формальное — вместо гильдии суперзлодеев в фильме присутствует Братство Ткачей, своеобразными методами борющееся за равновесие в мире. Никаких дерьмодемонов и суперзлодеев-фашистов здесь тоже нет.
- дебют отечественного режиссера Бекмамбетова в Голливуде, причем, по словам режиссера, он пользовался удивительной свободой. Количество сценаристов, работавших над проектом, заставляет в этом несколько сомневаться, хотя все обыкновенные фишки Бекмамбетова на месте.
- одна из татуировок Джоли в роли Фокс гласит "Знай свои права".
- для имени первой цели сценаристы Майкл Брандт и Дерек Хаас выбрали имя профессора колледжа, в аудитории которого они встретились. Они и раньше так делали.
- никаких суперзлодеев в Wanted не осталось, но имя злобного Риктуса перекочевало к одной из жертв Кросса.Версия для печати
Конечно, фильм ожидался с интересом. Последним блокбастером, снятым отечественным режиссером в Голливуде, был 50-миллионный "Танго и Кэш" Андрея Кончаловского, причем, доснимал фильм, вроде как, другой режиссер. Типа что-то не сложилось, были какие-то конфликты на съемочной площадке. Ну, в любом случае, это было давно — двадцать лет назад. Что касается Бекмамбетова, то его "Ночной дозор" отличался сумбурностью и мне, в общем, не понравился. А вот в "Дневном дозоре" сценарий был гораздо лучше, и в результате получился хороший приключенческий фильм. Короче, я ожидал, что "Особо опасен" будет как минимум неплохой картиной, — так оно и оказалось. Клевый такой фильм-комикс, культивирующий насилие. Русская юмористическая брутальность пошла на пользу Голливуду. Я даже больше скажу, фильм Бекмамбетова смотрится с бОльшим интересом, чем аналогичные голливудские картины американских режиссеров. Последний хороший голливудский боевик, который я смотрел, был "Бэтмэн: начало" англичанина Кристофера Нолана.
Порадовало и то, что Бекмамбетов позаботился о соотечественниках: приколы, связанные с текстом (надписи в гастрономе, информация, выданная банкоматом), не переводятся при помощи субтитров, а подаются визуально, напрямик, — как будто нет ничего удивительного в том, что американский банкомат пишет американскому гражданину по-русски. Это напоминает древние времена, когда снималось сразу несколько вариантов одного фильма — с актерами, говорящими на языках тех стран, куда фильм будет экспортироваться.
И вот, кстати, об актерах. Фильм Бекмамбетова наглядно продемонстрировал, что класс иностранных актеров на десять порядков выше класса российских актеров. Если наша суперзвезда Константин Хабенский задумает когда-либо осесть в Голливуде, то ему будет уготована участь актера эпизодических ролей. Вроде той, что он сыграл в "Особо опасен", — русского, который поит "Русским стандартом" Джеймса МакЭвоя. И это Хабенский! А что тогда говорить об остальных?
И Джоли, и Фримен, и МакЭвой смотрятся на экране очень круто. В них есть какая-то убедительность, уверенность, чувство собственного достоинства, которое помогает тому же МакЭвою преобразиться из лузера в суперкиллера. В их глазах светится интеллект, наконец :) Видимо, это то, чего катастрофически не хватает нашим актерам. Чтобы не быть голословным, приведу ответы абитуриентов и выпускников Санкт-Петербургской академии театрального искусства, где преподает моя знакомая Ирина Горбунова.
- Кто такие славянофилы? - Славянофилы — это такие финны, которые завоёвывали русские земли.
- В 1922 году состоялась Октябрьская революция. Председателем Временного правительства был Владимир Ленин. Он переоделся в женскую одежду и убежал на юг.
- Что Вы можете рассказать о времени правления Петра I? - Ну... там были стрельцы... сейчас, подождите, я вспомню... э-э-э... "Утро стрелецкой казни"... - И что же случилось со стрельцами? - Так их отпустили!
Преподаватель: "Каких Вы знаете философов Просвещения?" Студент: "Вальтер" (с ударением на первый слог). Преподаватель: "Может, Вы имеете в виду Вольтера?" Студент: "Да! Тот, который "Айвенго" написал." Преподаватель: "А, ну, тогда действительно Вальтер!"
Студент, задумчиво: "Августину Блаженному был присущ космоцентризм..." Преподаватель: "А что это такое?" Студент: "Когда всё происходит вокруг космоса и в космосе." Преподаватель, медленно закипая: "М-м, а при чём тут Августин Блаженный? В какое время он жил?" Студент: "Дык, до нашей эры!"
Преподаватель: "Вы читали "Евгения Онегина?"" Студент с жаром: "О, да! "Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог..."" Преподаватель, зная, что это ещё ничего не значит, спрашивает: "И чем же закончился этот роман в стихах?" Студент: "Так, это... Татьяна сошла с ума и уехала лечиться в Швейцарию!"
"Отелло — это мавр и работал он мавром. Он любил Джульетту" Удивлённый экзаменатор: "А что же делал Ромео?" Студент: "Ревновал!"
У Бекмамбетова получился захватывающий боевик. Несмотря на вызывающие отвращение цитаты из "Дозоров", голливудская машина, обычно выхолащивающая режиссерский стиль, в этом случае позволила значительно снизить количество чернухи и псевдорусских кивков, что улучшило общий результат. Более того — роль Фокс стала одной из лучших ролей Джоли, и это целиком заслуга сценаристов, кардинально изменивших суть комикса, что сделало ее героиню гораздо более интересным персонажем. Правда, это единственный плюс сценария — остальные вещи недостоверны. Приемы Бекмамбетова, грязные лица, мутная съемка неистребимы, но экшн-сцены выглядят захватывающе. Конечно, он не удержался от пьяницы-Хабенского и прочей требухи (начальная надпись попросту раздражает), но когда в кадре Хабенский и Джоли, взгляд останавливается явно не на первом. Бекмамбетову удалось исполнить мечту любого отечественного киномана — снять эту женщину в своем фильме, и на таком фоне раздражающие моменты не так бросаются в глаза.
Думаю, что о сюжете и боевых сценах расскажут и без меня. Я же хочу написать о другом. С одной стороны, пафос насилия комикса Миллара был полностью кастрирован, а пошлая история про похождения неудачника, ставшего убийцей, превратилась в очередную пафосную сагу про Судьбу. С другой стороны, исходный материал значительно облагородили — гнев Миллара и желание развлечься после штамповки классических работ вряд ли достойны выхода на большой экран. Давайте посмотрим, какую работу проделали сценаристы и как изменился исходник.
История комикса Wanted такова — Миллар устал рисовать стандартных супергероев и решил оторваться, собрав в комиксе все говно мира. Несмотря на то, что от части задумок ему пришлось отказаться ("Давай уйдем от идеи анального траха и сделаем что-нибудь поскромнее"), работа все равно вышла довольно неприятной, жестокой, полностью лишенной какой бы то ни было идеи добра. Главный герой — неудачник, которому выпадает шанс стать киллером в группировке суперзлодеев, убивших всех супергероев, за что он с радостью хватается. При этом Уэсли похож на Эминема, а Фокс — на эдакий вульгарный вариант Халли Берри. Комикс переполнен сквернословием и нарушением всяческого рода табу — тут поминаются фашисты, зоофилия и другие подобные вещи, а шутки героев балансируют на грани: "Ты говоришь "фашист", как будто это оскорбление. Но люди любят фашистов, мужик.Ты встречал женщину, мечтавшую, чтобы ее связал и изнасиловал либерал?" или "Я не трахаю козлов, мистер Гибсон. Я даю им свою любовь". Иногда это отрицание замордованного стереотипными героями комикс-мэна становится жесткой пародией — например, когда киллер-отец рассказывает о том, что познакомился с матерью Уэсли на вечеринке группового секса, где в конце девушка уходила с тем, чьи ключи от машины вытащила из кучи (затем, естественно, следует пассаж "я любил только ее за всю свою жизнь"). Но в целом Wanted оставляет тягостное впечатление. Он примитивен и злобен.
К примеру, Фокс — сумасшедшая сквернословка, сучка-убийца, наслаждающаяся насилием. Первая встреча действительно происходит в магазине. Фокс говорит следовать за ней, а когда Уэсли начинает упираться, стреляет в первых попавшихся посетителей, чтобы он убедился в том, что она серьезна. Братство Суперзлодеев сразу говорит, что Уэсли унаследовал 50 000 000, но, чтобы их получить, он должен стать убийцей. Уэсли соглашается на подкуп, не испытывая ни одного сомнения. Он тренируется на случайных прохожих, затем убивает девушку, которая ему не дала, и одноклассника, который в детстве испачкал его свитер ручкой, а также насилует нескольких знаменитостей."Я хотел сначала грохнуть настоящих ублюдков, но Фокс заставила меня начать со случайных прохожих. Я не понимал, как сильно ненавижу человеческую расу, пока не увидел этих сучар в прицеле моей пушки", — говорит он. Он учится убивать животных, потому что вегетарианец (Миллар в интервью говорил, что был вегетарианцем, но в процессе работы бросил). Он стреляет в избивавшего его в детстве человека, а когда его спрашивают, не чувствует ли он угрызений совести, отвечает: "Я чувствую себя, будто трахнул Мерилин Монро без презерватива".
Трудно понять, является ли сценарий Wanted подменой понятий или скидкой на то, что такой материал на большом экране не пойдет. Скорее всего, за результатом стоят материальные причины, но это тот случай, когда желание срубить побольше денег невольно дало неплохие плоды. Не думаю, что мне было бы интересно наблюдать за тем, как парень, похожий на Эминема, насилует отказавшую ему девицу. Стержневым изменением сюжета стало то, что мы имеем дело не с собранием суперзлодеев, правящих миром и призывающих разделить свою власть, а с Братством Ткачей, которые руководствуются указаниями ткацкого станка, повелевающего сохранять равновесие и выдающего имена жертв. Борьба за справедливость в виде случайности.
Самый интересный образ в фильме, что подчеркивается и концовкой, — это Фокс. Фокс воплощает в себе целый набор положительных качеств, которые обычно в наемного убийцу не вкладываются, при этом авторы оставили ее неприкосновенной. Поцелуй Уэсли — это, скорее, акт сочувствия, желания отрезать его от грязи, в которой он существовал, но не секс. Она флиртует автоматически, но достаточно отстраненно. Фокс — это почти миф об идеальном в таком деле учителе, и поэтому ее действия в конце по-настоящему поражают. Нельзя поверить в то, что она не ценит жизнь, но ее вера сильнее желания. Конечно же, это образ прямо противоположный Фокс в комиксе, которая больше похожа на Фокси из Drowned Together. В ином случае им вряд ли удалось бы заполучить Джоли, но какая разница — эта женщина совершенна, возраст превратил ее в великолепное изваяние.
Если рассматривать "Особо опасен" с точки зрения морали, то он несет ничуть не менее вредный посыл, чем Wanted. "Особо опасен" имеет преимущество в силе манипуляции — он предлагает простой выход, маскируя его иллюзией справедливости. Это вызывает восторг освобождения, слияния с мстителем, стреляющим в разные стороны и разносящим головы. Бекмамбетов стреляет прямиком в целевую аудиторию. Весь Wanted построен на кратких wow посреди мутного варева — wow, поцелуй с Джоли, wow, бег по крыше поезда, wow, какой красивый пистолет, wowww, катастрофа. Например, момент, когда Уэсли выходит из офиса и видит плакат со своим фотороботом, над которым написано "Разыскивается". Обезоруживающее зрелище. Или сцена, когда Уэсли, глупо зажав в одной ладони мух, а в другой — пистолет, нервно угрожает улыбающейся Джоли. "Особо опасен" странным образом трогателен, потому что представляет собой эротический сон, Нарнию, которая может присниться менеджеру среднего звена. Бекмамбетов не нарушает каноны сна стеснительного клерка, не давая притронуться к Анджелине, но приближая ее почти вплотную.
Возьмем себя в руки, отбрасываем женщину-идола, чтобы заглянуть в суть фильма. Ты можешь либо быть жалкой жертвой, либо убийцей, другого не дано. Этот псевдовыбор напоминает мне вопрос из статьи про антифашистов: "Что лучше — быть фашистом или геем?". Таким образом общество расслаивается на волков и овец, проталкивается доктрина сугубого индивидуализма и эгоизма. Несмотря на усовершенствование характера, до самопожертвования герой Уэсли не дорос, пример учителя его не вдохновляет — он игнорирует приказы станка и начинает стрелять по любому. Уэсли Гибсон хочет жить и наслаждаться запретной силой. За кадром, за пленкой титров уже начинается комикс, заключительное слово "Попробуй" — это призыв брать ствол и издалека стрелять в жирных начальников и неверных подружек. Приятно опьяняет, но физическое уничтожение того, чему Уэсли не способен сопротивляться морально, — это слабость. Он развил мускулатуру, но духовно остался на уровне ведомого. "Рыночное" общество отлично зарабатывает на том, что само в избытке производит, — на ненависти к себе. Wanted — это кукла босса вместе с глянцевым журналом в упаковке, подарочный набор.
Трудно отделить удовольствие от взгляда на Кречманна и Джоли от низменного удовольствия от фильма. Скорее всего, мне больше нравится первое. Джоли гипнотизирует. Тот случай, когда манипуляция так откровенна (последний пример — "Судный день"), что захватывает этой наглостью. Но, к сожалению, это удовлетворение, свойственное мастурбации, психологическая разрядка, поддавки.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Особо опасен", или извлечение недотёпы
Российские граждане в большинстве своем, по укоренившейся вековой привычке, не ждали от голливудского дебюта Бекмамбетова ничего, кроме национального позора. Однако эта уверенность была поколеблена списком актеров, задействованных в фильме: ну не пойдут же Морган Фримен и Анжелина Джоли сниматься в говне чисто ради прикола, тем более какой им в Бекмамбетове прикол? И закрадывалось, закрадывалось радостное предвкушение — может, уделаем наконец-то Америку, а?
Мы не уделали Америку. Мы ее умилили. Как если бы трехлетний ребенок вдруг отчетливо произнес слово "Хуйня" и подробно изложил ржущим родителям свой взгляд на его этимологию. Скорее всего, заатлантические критики найдут "Wanted" бессмысленным и беспощадным, однако в нем, кроме Кости Хабенского, есть что-то исконное, что может оказаться для них чужеродным и интересным.
Бекмамбетов Тимур не открывал для Америки велосипеда. Он взял примерно тот же набор персон, какой мы имели счасте наблюдать в "Дозорах" (там и толстый патлатый, и девушка, и чей-то сын как яблоко раздора) и снял в похожей истории (тайное общество принимает к себе лузера и делает из него супергероя — что само по себе ужасно увлекательно как процесс — и рассчитывает с помощью этого супергероя завалить главного своего мега-врага, мешающего Ткачам исполнять волю Полотна Судьбы — системы, явно братской Мелу Судьбы). Однако по сравнению с "Дозорами" в "Wanted" соотношение картинок и разговоров сильно смещено в сторону картинок. Диалоги там простейшие, и их простота может даже ввести в заблуждение. Скажем, Слоун (Фримен), возглавляющий общество Ткачей, показывает новичку ткацкий станок, ткущий нескончаемое полотно, и говорит: "Это полотно сообщает нам, кого нужно убить". Звучит довольно шизофренично, и многие наверняка решили про себя: "Тупой сценарий!", закрыв глаза на изящество, часто простоте сопутствующее. Изящество… Бекмамбетов исполнил мечту: дал нам посмотреть, что получилось бы, если б "Дозоры" были сыграны мировыми звездами. Не зря я постоянно встреваю в споры о том, кто более важен для фильма: режиссер или актер, и всегда ратую за актера. Из плохого материала не создашь путную вещь. Российское кино — новая школа — простодушно пытается подсунуть зрителю конфеты, наформованные из откровенного говна, трогательно надеясь, что это говно прокатит за счет своей самобытности. Подход, способный заинтересовать разве что районную поликлинику. За неимением других Смоктуновских и Евстигнеевых, Дорониных и Фрейндлих, на киносеансе мы словно оказываемся усаженными где-то в райке, откуда и сцену-то плохо видно — не то что выражения лиц — и, лишенные полной картины, вынуждены искать смысл в обрывках текста и декорациях — на безрыбье и лажа подтекст. В “Wanted” была свойственная Бекмамбетову клиповая неравномерность, иногда сумбур, иногда просто топорность — такова его манера делать экшн. Но люди кругом говорят: "Смотрели, да. Нам понравилось. Приколол. Смешно. Клёво. Ничего". Потому что между мельканиями кулаков, ножей, пистолетов и многоступенчатых, как космические корабли, пуль, есть отчетливые, симпатичные, затейливые картинки, аттрактивные и составляющие внятное, цельное, логичное повествование. Пусть предсказуемое повествование (мне не составило труда угадать, кто там чей сын и чем всё обернется), но занимательное. Займите зрителя, и он скажет вам спасибо — Господи, что не понятно? Это же так просто.
Анжелина Джоли. Я всегда была уверена, что эта женщина — рыба: скользкая и холодная. С ртом, похожим на двух очищенных тигровых креветок. Что ее снимают, делая ставку на скандальность внеэкранных романов и секс-апил. И что же? Со съемок ее всетречает обвешанный детьми Бред Питт, от фигуры остались только каблуки и позвоночник. Тут-то я и выяснила, что она — актриса. Я просто посмотрела, как она "говорит" лицом в течение нескольких секунд крупного плана, больше у меня нет сомнений.
Хабенский Костя. Помните фильм про астероид, на который послали буровиков во главе с Брюсом Уиллисом? "Армагеддон" он назывался. По пути к астероиду команде следовало пристыковаться к станции "Мир", населенной космонавтом Андроповым, добрым и придурковатым. Вот такого космонавта Андропова Хабенский и сыграл, и был в этой роли очень симпатичен.
Что я знаю о фильме из интервью с Бекмамбетовым? Джоли вмешалась в сценарий со своими принципами. "Я киллер, но я не хочу убивать случайных людей, только плохих". Пришлось переписать, все остались довольны (кстати, патриотам на заметку: пока нашего человека не поместишь в какие-то рамки, он мечется словно безголовая курица. Когда одернешь — начинаются чудеса сублимации и творчества. Азиатам всегда требовалось избыточное руководство). Если я правильно поняла, в источнике — комиксе — отражено, что оружие у Ткачей как бы живое, и оставляет на теле владельца во время боя татуировки: "гнев", "отчаянье", "ненависть" и прочее в этом роде. Джоли прикололась и попросила, чтоб ни у кого так не было, а у нее было. Чего не сделаешь ради многодетной матери. Испещрили. И напоследок смешненькое. Когда Бекмамбетов сообщил, что собирается на роль банщика-целителя (4 коротких эпизода) пригласить Хабенского, присутствующие актеры ахнули и спросили: "Хабенского? Ночной дозор? А он согласится???" Было бы очень приятно, если бы это не было анекдотом. Было бы очень приятно, если бы о наших актерах говорили с придыханием во всем мире. Было бы просто отлично, если бы нас вскоре перестали воспринимать в Голливуде, как забавных детей… "Проснись, Юлля! Фильм кончился!"
Для меня иногда загадка — почему люди ходят в кино? Ну, то есть не все подряд (например, я), а некоторые люди. Некоторые критики, например. Ужасно любят смотреть индийские мелодрамы, чтобы потом тратить желчь на излияния: "ах, если бы индусы решились поставить биографию Никсона, в конце выяснилось бы, что он брат Брежнева, и оба они — внебрачные дети Мао Цзе Дуна". Вспоминается известный анекдот о мужике, который к соседу ходил в шахматы играть. "А чего от тебя водкой пахнет?" — спрашивает его жена. "А чем от меня должно пахнуть?", — отвечает мужик, — "Шахматами?". В самом деле, а на что должна быть похожа индийская мелодрама? На "Гамлета"? Или на "Фауста" Гёте?
Я не раз встречал людей, которых мутит от творчества Бекмамбетова. И компьютерно у него всё, и картиночно, и безжизненно, и тупо, и всё, что ты хочешь. Блять, ребята. Вы пришли смотреть супербоевик, поставленый по комиксу. Чем от него должно пахнуть? Шахматами?
Оценивать столь жанровую картину можно, разумееся, только на предмет соответствия жанру и ремесленному мастерству исполнителей. Жанру соответствует. Мастерство исполнителей — на высоте. Чтоб у вас сложилось впечатление, что вы прочитали правильную, полноценную рецензию, я вам сейчас даже немного перескажу сюжет (потому как комикс про Wanted на наших широтах не издают).
Парень, простой конторский клерк, который возится с какими-то финансовыми отчётами, отчаянно страдает. Из-за того, что у него жуткая начальница, которая мучает весь офис, и третирует его лично из-за того, что она толстая корова, из-за того, что его девушка спит с его лучшим другом, из-за того, что у него приступы паники, во время которых его сердце бьётся 400 ударов в минуту, и из-за того, что он — неудачник. Простой, обычный лузер.
И вот в один прекрасный момент в его жизнь входит... кто бы вы думали? Правильно, анорексичная Анджелина Джоли. Она сообщает ему, что он — сын суперкиллера, который являлся членом древнего клана ткачей. Этот клан нашёл способ читать ткани, которые ткутся сами собой на ткацком станке судьбы, и определять, кого судьбе угодно убить, чтоб не стало ещё хужее. Она говорит парню, что его отца вчера убили, но он, парень, может выбрать себе другую жизнь, и тоже стать суперкиллером. И ещё она говорит ему, что теперь убийца его отца охотится за ним, и тут же начинает палить по все стороны из какой-то редкостной пушки с экранчиком и вращающимся цевьём.
Вы бы что выбрали? Вот и я бы тоже трахнул Анджелину Джоли. Ну и что, что она анорексичная, забеременеет — поправится. Так наш герой попадает в заботливые руки ткачей-убийц, которые его учат, пиздят, и лечат после того, как отпиздят (этим занимается сумасшедший русский ткач в неплохом исполнении Константина Хабенского, не только вытеснившего Гошу Куценко из "всех русских фильмов", но и ходку в Голливуд совершившего первым. Девяностые закончились, блять. Теперь Хабенский — главный русский актёр. Нам ещё в кинозале показывали реклмный ролик фильм "Адмирал" — судя по всему, про Колчака, хотя его имени ни разу не назвали; так вот, там тоже Хабенский в главной роли).
Забавно, но это уже второй голливудский фильм за последние полгода, где лейтмотивом является вопрос "что такое настоящий мужчина" (первым был псевдоисторический псевдопеплум "Сколько-то там лет до нашей эры" Эммериха, где герою рассказывали, что настоящий мужик должен заботиться о своей семье, своём племени, и вообще вести нас к светлому будущему). Не знаю, с чем это связано, то ли призывников стало не хватать для войны в Ираке, то ли просто американское общество вдруг остро осознало свою феминную сущность, и затосковало по сильной мужской руке. Но самые разные сценаристы, как видим, товят тренд.
Фильм очень энергичный и красочный, всё мощно, сочно и с хорошо подобраной музыкой. Если двумя словами — песдатый фильм. Невероятные трюки, выполняемые героями, правда, не дают забыть о том, что ты смотришь не более, чем экранизацию комикса (особенно то, что они вытворяют с автомобилями и поездами), но не очень-то мы и хотели об этом забывать. Немного ещё натянуто выглядит этит ткацкий станок, но авторы сами же и дают нам ответ: хочешь — верь, не хочешь — не верь, каждый делает свой выбор. Молодец Бекмамбетов, чё там. Хороший фильм. Наверное, поскучаю пару дней в своей командировке, и схожу на него в кино ещё раз.