Режиссер:
Джузеппе Торнаторе. Сценарий: Джузеппе Торнаторе (при участии Ванны Паоли), Оператор: Бласко Джурато, Композитор: Эннио Морриконе.
В главных ролях: Филипп Нуаре, Сальваторе Кашио. В ролях: Жак Перрен, Антонелла Аттили, Энзо Каннавейл, Иза Даниэле.
Награды: "Оскар" — лучший иностранный фильм. 5 премий BAFTA — лучший фильм, снятый не на английском языке, лучший актер (Нуаре), лучший актер второго плана (Кашио), лучшая музыка, лучший оригинальный сценарий. МКФ в Каннах — Гран-При жюри. "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. "Сезар" — лучший постер. David di Donatello Awards — лучшая музыка. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм. London Critics Circle Film Awards — лучший актер (Нуаре), лучший иностранный фильм. Mainichi Film Concours — лучший иностранный фильм. Robert Festival — лучший иностранный фильм. Young Artist Awards — лучший юный актер, которому меньше 9 лет..
Интересные факты о фильме:
Джузеппе Торнаторе намеревался сделать фильм некрологом обычным кинотеатрам и киноиндустрии в целом, но после ошеломительного успеха фильма никогда не вспоминал (по-крайней мере публично) о своей задумке.
Режиссерское камео: Торнаторе играет киномеханика, который заряжает в проектор для Сальваторе знаменитую нарезку из кадров с поцелуями.
Ностальгический фильм Джузеппе Торнаторе начинается со старости и смерти. Некий благообразный и уже немолодой джентльмен (известный режиссер Сальваторе) возвращается домой и получает известие от своей подруги, что умер какой-то Альфредо. Кивнув, Сальваторе ложится спать, но вместо того, чтобы уснуть, начинает вспоминать.
Фильм представляет собой ретроспекцию. Действие происходит в маленьком сицилийском городке, где прошли детство и юность Сальваторе. Сальваторе-ребенок приобщается к кинематографу через хобби — он коллекционирует кадры с поцелуями, которые вырезает из голливудских лент цензура в лице местного священника и швыряет в урну "домега киномеханика". Киномеханик Альфредо дарит эти драгоценные кадрики маленькому Сальваторе. Он же пропускает Сальваторе в будку, чтобы тот смотрел фильмы бесплатно, и обучает его пользоваться кинопроектором. Как известно, долгое время пленки были чрезвычайно огнеопасны. Вот и здесь: случается адская катастрофа — пожар в кино. Маленький Сальваторе вытаскивает Альфредо из пламени, но Альфредо слепнет от огня. Городок, где живет Сальваторе, ужасающе захолустен и очень беден. Для итальянского крестьянства и пролетариата, так же как и для советского, главным из искусств является кино. Здесь попросту нет других развлечений. И юный Сальваторе занимает пост своего старшего друга.
Он постепенно взрослеет. На фоне "Путешествия Синдбада" впервые целуется с девчонкой… И так далее, и так далее… До тех пор, пока по совету Альфреда Сальваторе не уйдет из городка, поскольку перерос его.
По сути, фильм Торнаторе — это что-то вроде "Бала" Этторе Сколы. Тот же сплав комедии, ностальгии, сентиментализма. Режиссер с самого начала берет правильную интонацию, которая позволяет зрителю проникнуться действием. Если в "Бале" зерцалом эпохи являлась музыка, меняющиеся музыкальные стили и "праздничная" одежда для танцев, то здесь таким зерцалом является коммерческое кино "для народа". Кроме того, "Бал" сделан от третьего лица, а "Кинотеатр "Парадизо" как бы от первого — то есть, фильм более личный, более интимный.
Интересен символ, подчеркивающий помпезность и авторитетность кинематографа для простого зрителя: луч проектора вырывается из пасти гипсового льва. Но через какое-то время из пасти льва хлынет жар и пламя. Если взгляд может убивать, то может убивать и то, на что падает любопытствующий взгляд.
Я смотрел этот фильм в отрочестве, и тогда он произвел на меня неизгладимое впечатление. Сумрачной июльской ночью я лежал на жаркой постели, как тот самый Сальваторе в прологе, и не мог отделаться от щемящих образов смерти, навеянных ретро-фантазиями Торнаторе.
Не теряет обаяния фильм и сейчас.
"Кинотеатр "Парадизо" стал дебютом Джузеппе Торнаторе, как мне кажется, совершенно фантастическим.