Режиссер:
Александр Петрович Довженко. Сценарий Александр Довженко, операторы Михаил Гиндин, Эдуард Тиссэ, Николай Смирнов, композитор Дмитрий Кабалевский, текст песен Виктор Гусев, художники Алексей Уткин, Виктор Пантелеев, режиссер комбинированных съемок Алесандр Птушко.
В главных ролях: Степан Шагайда, Сергей Столяров, Степан Шкурат, Борис Добронравов. В ролях: Г. Цой, Н. Табунасов, Л. Кан, И. Ким, Евгения Мельникова, Елена Максимова, Владимир Уральский и пр..
Интересные факты о фильме:
Фильм снят под патронажем Сталина. Известного режиссера Довженко, прославившегося высокохудожественными пропагандистскими фильмами, бросили на Дальний Восток.
Аэроград по сценарию строят на том месте, где позже построили город-порт Советская Гавань.Версия для печати
Фильм, в котором удивительно совмещаются потрясающая безграмотность сценария, отсутствие какого бы то ни было объема у персонажей, убогость сюжета с высокой поэзией, огромным количеством классных находок, душеподъемной музыкой, эпической серьезностью и мощью. Удивительный, одним словом, фильм.
Некоторая смесь Платонова и Маяковского.
Я применил к фильму слово "эпический", но это не совсем верно; возможно, правильнее будет взять выше, "мифологический". Хотя пофигу, конечно; эпос может быть внутри мифа, миф может быть внутри эпоса.
А.Ф. Лосев пишет: Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность.
Да, так оно и есть. Особенно учитывая, как старались насадить у нас новую коммунистическую мифологию.
В общем, тут показывается создание нового мира на новой земле. Противники этого нового мира — страшные хтонические существа, узкоглазые диверсанты, староверы-кулаки. Наши люди, колхозники и красноармейцы, сильнее их. Старый мир уступает в муках, новое поколение богов шутя и без особых стараний приходит на их место.
Тигрятник-партизан Степан Глушак в перестрелке убивает шестерых предателей сразу, а два диверсанта из Японии разбегаются в разные стороны, он гонится за обоими и догоняет. Это ему раз плюнуть. "Побегал я за вами восемь трудодней — и вижу, что не зря", — говорит он японцу. Новый мир — новый даже в словах.
Миф не боится крови. В мифах, в сказках все время кто-нибудь умирает, кому-нибудь сносят голову и т.д. В Библии постоянно кого-то режут, в сказках братьев Гримм (настоящих, а не адаптированных), в повествовании про Кухулина, в Старшей Эдде — да везде. В этом есть своя эстетика — не эстетика высосанных из хуев слэшеров и трэшеров, а настоящая, страшная смерть, настоящая кровь, о которой сообщается как бы мимоходом, потому что это правда.
Эта эстетика в полной мере присутствует в этом фильме. Эти тигрятники-партизаны — страшные люди. Я не знаю другого фильма, в котором бы эстетика смерти настолько же имела место. Немножко в "Коровах" Медема, но гораздо слабее; зато у "Коров" есть другие достоинства. Это одно из главных достоинств фильма, одна из находок, о которой говорится в начале рецензии. Достоинство, возможно, не умышленное — однако фильм настолько серьезен, что веришь тому, что в другом фильме было бы только постмодернистской игрой.
В начале фильма идут титры, потом появляются слова.
т и т р ы: Через Амурскую границу несут чужие люди динамит — шестеро русских, двое нерусских. т и т р ы: Внимание: сейчас мы их убьем.
Последнюю фразу говорит сам себе и тигрятник-партизан, с расстановкой: "Сейчас войдем, и убьем"
Как в мифе, герои очень часто говорят стихами. Антисоциальный элемент Шибанов изъясняется почти исключительно поэзией, главный герой Глушак тоже:
Чудесный прейскурант смертей! Почил на лаврах дед Василь, Плюётся в небеса Шибанов, Игумна столбняк ударил, И закололся иностранец.
Герои иногда говорят хором: например, Степан Глушак сидит в избе, его пытаются убедить в том, что его друг Василь — предатель Родины (предательство выражается в том, что он скрыл беглого самурая). Глушак не верит, и в доказательство — кадр:
Глушак и Василь (хором): Пятьдесят лет нашей дружбы пролетели в тайге, как один день!
В финале фильма вообще все в какой-то момент говорят хором.
Такие постмодернистские штучки (о которых я уже говорил, что им веришь), в таком серьезном агитационном фильме выглядят как-то... странно. Особенно те, которые имеют явно юмористическую направленность:
Глушак (обнимая жену, в камеру): И зачем я на этой гидре женился!
Есть, однако, и трагические нотки:
Глушак (готовясь выстрелить в Василя, в камеру): Убиваю изменника и врага трудящихся, моего друга, Василия Петровича Худякова, шестидесяти лет. Будьте свидетелями моей печали.
Глушак вообще супергерой: стреляет из пистолета не целясь, всех убивает сразу наповал — в общем, это тоже свойственно мифологическому герою. Миф наследует мифу о Павлике Морозове, кстати (только там борьба против отца, здесь против друга; в мифах тоже такими вещами, как родство или дружба, не всегда считаются) — не зря Глушак хотел назвать своего внука Павликом. Для справки: Павлика Морозова убили в 1932-м, так что — все сходится. Внук, кстати — наполовину монголоид.
Еще одна прекрасная находка. Когда Глушак убивает очередного диверсанта, сцена уюийства целомудренно завешена титрами: "Да здравтвует город Аэроград, который нам, большевикам, надлежит построить на берегу Великого Океана". При этом звуки убийства прекрасно слышны. Кадр до титров: к горлу диверсанта подносят нож, кадр после титров: диверсант лежит мертвый.
Самурай настоящий: кланяется мечу, под рубахой у него кимоно, собирается сделать себе харакири.
Отличная музыка: песня Кабалевского a capello (самые первые кадры после вступительных титров) приведена в приложении (в этом приложении, кстати, есть и песня с инструменталом, но это не так круто; зато там показано страшное количество советских самолетов, десантников, подлодок и так далее: конец фильма вообще стоит посмотреть, он находится здесь: Страшные самолеты и полный вариант конечной песни
Очень интересное в фильме советское представление о чукотской песне.
Приведенными соображениями достоинства фильма и исчерпываются. Все остальное просто никакое. Был бы хотя бы минимальный сюжет, хотя бы что-то, похожее на игру героев (о правдоподобии не говорю, ибо в мифе его быть и не должно); была бы на уровне работа оператора и монтажера — было бы все это — был бы шедевр. А так — просто should see. Жалко, что такой талант родился в настолько идеологичном государстве. Прямо искренне обидно.
О плохом просто говорить не хочется, поэтому не буду. Перейду сразу к приложению, песне, которая с разными вариациями звучит в этом фильме.
Нет, еще одна ремарка: достаточно любопытно было посмотреть этот фильм о борьбе с иностранными диверсантами в свете недавней передачи Китаю части территорий Хабаровского края — в котором как раз и строился Аэроград.
______________ Приложение
Текст:
Прощай, мама, улетает самолет. Прилетай ко мне, не жди меня назад. Он зовет меня, как Родина зовет, Город сердца моего — Аэроград. Город, город Аэроград.
В океане корабли мои плывут, За кормой кипит холодная вода. Там друзья мои товарищи живут, Небывалые возводят города. Небывалые города.
Часовые перекликнулись в ночи, Подползает враг сквозь ветер и туман. Украинцы, белорусы, москвичи, Вылетаем мы на Тихий океан. Мы летим на Тихий океан.
В фильме песня разбита на несколько кусков, и некоторые куплеты в других местах поются по-другому:
Прощай, мама, вот тебе моя рука. Улетаю я на Тихий океан. Там стоит стеною черная тайга, Там над сопками над серыми туман. Там над стопками стоит туман.
Самолеты над туманами плывут. На крылах у них советская звезда. Там друзья мои товарищи живут, Небывалые возводят города. Небывалые города.
Прощай, мама. Ровно через пять минут Самолет взлетит, умчит меня туда, Где друзья мои товарищи живут, Небывалые возводят города Небывалые города.