Режиссер:
Харк Цуй. Сценарий Ман Чой Ли, Харк Цуй, операторы Хань-Сань Пун, Герман Яу, Уильям Им, оператор Марко Мак, художник Сайрус Хо, композитор Рики Хо, продюсер Харк Цуй.
В главных ролях: Экин Чень, Луис Коо, Патрик Там, Саммо Хунь Кам-Бо, Сесилия Чёнь. В ролях: Келли Лин, Джекки Ву, Лан Шун, Гань Ву, Тиан Жуо, Кай Ши Чен, Кай Кань и др..
Награды:
2002 — лучшие спецэффекты — Азиатско-Тихоокеанский кинофестиваль; отмечен гонконгским сообществом кинокритиков 2001 — лучший художник (Сайрус Хо, Делин Фу), лучший художник по костюмам (Сайрус Хо, Делин Фу) — кинофестиваль "Золотая лошадь".
Интересные факты о фильме:
Один из трех китайских фильмов, выбранных "Мирамаксом" для показа в США после успеха "Крадущегося тигра, затаившегося дракона" Энга Ли. Два других фильма — это "Шаолиньский футбол" Стивена Чоу и "Герой" Имоу Жаня.Версия для печати
Посмотрел фильм, чтоб поближе составить себе представление о легендарном жанре "уся", в названии которого "у", между прочим, от "ушу", а "ся" — кодекс чести. В фильмах жанра "уся" воины бегают по тростнику, летают на мечах, уворачиваются от пуль и т.д. Есть там и колдуны, и неприступные горы, и висящие в воздухе замки. Это такое дальневосточное фэнтези, очень красочное. В отличие от западного фэнтези, где главный герой должен выполнить квест, в восточном главный герой тренируется и бьется со злодеями, чтоб стать лучшим мастером в Поднебесной. Это нужно, чтоб поддерживать порядок; то есть не разовая акция, а упорная работа. Кроме того, мастер меча не обязан быть аристократом, как в классической японской или западной традиции, и не обязан никому служить.
Еще я заметил, что там обязательно должна быть лестница (илл. 6).
Наиболее типичные примеры уся — "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" Энга Ли, "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу* и т.д. Есть элементы уся и в западных фильмах типа "Матрицы" или "Дневного дозора". Чего уж говорить о клонах "Мортал вомбата"!
Мне понравился необыкновенно необыкновенный прием в самом начале "D.O.A.": китайская принцесса, чтобы спастись от злой соперницы (и еще вокруг нее многотысячное воинство), кидает меч; и когда меч пролетает над воинами, те, уворачиваются от него, нагибаются и принцесса бежит по их спинам. Потом прыгает на воткнувшийся в стену меч, и, как с мостика, взмывает в небо, перелетает через стену города и падает вниз; оказывается, что город стоит на высочайшей скале, но у принцессы есть с собой парашют, и все хорошо.
Чего-то подобного я ожидал от "Воинов Зу" — и получил в итоге больше того, что ожидал. Поскольку я получил не то, что хотел, получил я в итоге меньше того, что ожидал. Так "больше" перешло в "меньше". Диалектика!
В общем, это не уся, а уся-уся. Или даже уся-уся-уся.
Это как если хочешь почитать честное (честную?) фэнтези в духе рассказов Сапковски или первого тома "Властелина колец" — и вместо этого видишь в книге сплошных колдунов, магию, и почти никаких единоборств, а сплошные потоки энергии. В студенческие годы у меня был сосед по комнате Леша Коньков (вот он, миг славы, кстати), который читал исключительно фантастику. Через него я познакомился с творчеством таких замечательных писателей современности, как Сергей Лукьяненко и Ник Перумов. Так вот у последнего в какой-то книжке, продолжении продолжения продолжения "Властелина колец", наверно — сплошные разборки между богами, пока не пришел Великий Орлангур и всех не разогнал. Как-то так, кажется.
Вот тут то же самое. Начать с того, что Воины Зу — уже сверхраса, живущая на вершинах гор (илл. 2), куда простым смертным путь заказан. Да и неудивительно, ибо горы те летают над облаками. Воины, в принципе, бессмертны, ибо когда кто-нибудь умирает, его душа потом возрождается в новом теле, новое тело тренируется и становится снова Воином Зу. У каждого Воина какой-нибудь артефакт (илл. 3, 4). Главный среди Воинов — чувак с бровями до пояса (я не шучу) (илл. 7). Один из Воинов Зу стал плохим, и, убивая своих сородичей, использовал их душу себе на пользу, не отпуская в хранилище душ, совсем как Горец. Обычно он является в виде летающего черепа, составленного из других летающих черепов (илл. 1). И он хочет всех уничтожить.
И никто из остальных Зу с ним справиться не может. Главные герои там этот чувак с бровями (его зовут Белый Лев), а еще Синий Волк, Красный Сокол, Снежная Лиса, Серебряный Орел и Серая Цапля. А самая главная — Принцесса — она умерла еще в самом начале, но ничего!
Герои там говорят примерно так:
— У тебя нет защиты против Небесного Щита!
Или:
— Что-то захватило мой меч! — Я помогу тебе! — Стойте! Дайте я использую Небесный Щит!
Или:
— Боюсь, мы опоздали! Он уже насыщает вихрь похищенными душами!
Или:
— Веди ее душу обратно в тело!
Или:
— Если у них получилось, они ушли в Небытие. Подождем, пока они вернутся.
Или:
— Он проник в царство мертвых и высасывает нашу энергию снизу!
Или:
— Я изучил древние свитки. В этих свитках говорится о соединении Неба и Грома в новое оружие — Бесконечный Меч. Чтобы достичь этого, наши воины должны сфокусировать всю свою жизненную силу в своих Мечах! Даже малейшая потеря концентрации может повлечь неудачу. А может быть, даже хуже!
От этой попытки, кстати, погиб Серебряный Орел. Но они сделали нового Серебряного Орла! А Снежная Лиса чуть было не погибла; просто потерялась ее душа, а в тело и разум вселилась душа Принцессы, погубленная Ониксом (злодеем). Больше про Снежную Лису никто не вспоминал.
А тем временем Белый Лев говорит Синему Волку: — Даже если они соединят оружие, то Оникс все равно слишком силен. Поэтому я отправляюсь домой. — Но твой дом здесь! — Я говорю не о физической стороне, но о духовной.
И общался с духовной стороны с Синим Волком, передавая ему указания с помощью Огня Минга, который еще драгоценнее, чем Небесный Щит и Бесконечный Меч!
Есть там и девушка-эльфик, в соответствии с модным японским трендом с каплями крови на лице после травмы. А это на самом деле никакой не эльфик, а Оникс притворился эльфиком, чтобы поработить Красного Сокола. И поработил!
Ну и, короче, в итоге там все хорошо в самый последний момент. Белый Лев дал Синему Волку такую хуйню, которая похожа на шипастый член, и он, размахивая ей, всех победил. With a little help of his friends, разумеется.
В общем, хуйня полная. Спецэффекты не очень. Сцены собраны как в кубике-рубике. Их можно спокойно поменять местами почти в произвольном порядке. Логические неувязки на каждом шагу. Смотреть неинтересно. После просмотра почему-то такое ощущение, что объелся говна. Это ценный метафизический опыт: можно представить себе, каково оно — объесться говна, говна при этом не пробуя. Ради такого метафизического опыта стоит посмотреть этот фильм!
Иллюстрации
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
______________ * Когда верстался номер, пришло сообщение: оказывается, это тот самый Чжан Имоу, что был режиссером постановщиком шоу открытия Олимпиады в Пекине, такого же красочного.