Году, кажется, в прошлом, я горько посетовал в своем ЖЖ, что умер Каро. "Ты что, чувак, ебанулся?" — примерно так мне ответили знающие товарищи. — "Он жив и даже снимает кино". Черт знает, почему я решил, что Каро умер.
Ну и хорошо, что не умер. Плохо только, что снимает кино. Такого жуткого разочарования, такого скучного зрелища не видал я уже давно. Блестящая идея… как блестящая, — очень хорошая для небольшого литературного рассказа или, может, для короткометражного фильма, -правда, чем-то неуловимо напоминающая "Князя света" Роджера Желязны... Так вот эта идея нашла воплощение в полуторачасовом фильме с совершенно уебищным сценарием. По жанру это футуристическая тюремная драма, еще даже нуднее, чем "Чужой 3", в которой, впрочем, присутствуют эффектные крупные планы, хорошо знакомые зрителю по "Деликатесам" и "Городу потерянных детей"… Действие происходит на орбите раскаленной планеты Данте. На гигантском космическом корабле находится мааааленькая тюрьма (и кроме нее — ничего), где живут психопаты-преступники, подписавшие контракт на добровольное исследование своих психопатически-преступных особенностей психологии. Преступников зовут хрестоматийно: Цезарь, Будда, Распутин и т.д.
Но привозят вдруг с какого-то хуя чувака, который совершенно не преступник, а просто найден был на борту неизвестного корабля. И этот парень очень странный, обладает сверхспособностями, что моментально мне напомнило завязку классического фантастического романа Альфреда Бестера "Тигр! Тигр".
Теперь тот зритель, который не побоялся моих уничижительных оценок фильма и кто сомневается в том, что видеоряд данного фильма морально устарел, а декорации слеплены ретроградами, безуспешно пытающимися угнаться за модой, тот может дальше не читать, ибо сейчас пойдет *СПОЙЛЕР*.
Я просто сообщу идею фильма. Фильм Каро мировоззренческий, такая остроумная теория по созданию планеты Земля и человечества в целом. В конце фильма на корабле-тюрьме происходит авария, и корабль начинает падать на Данте. Вертухаи и заключенные объединяются в едином порыве спасти свои жизни (здесь действует притянутая за уши фича о реакторе, находящемся за тюремным блоком, — то есть, чтобы попасть в реактор, надо договорится с урками, хахаха). Заключенный Цезарь гибнет в пламени, а "неизвестный пришелец" отправляется за борт и, вертясь, искрясь и распинаясь, охлаждает Данте. Этот парень — первоначальный образ Иисуса Христа, умеющий творить чудеса и добровольно принесший себя в жертву космосу. В фильме он принимает форму креста. Таким образом, Земля — это Данте, охлажденный ад. Люди, колбасящиеся на орбите, а вернее, их характеры, нравственные составляющие, представляют собой, так сказать, ноосферу Земли. Поэтому мы, земляне, — отчасти сумасшедшие. Мы делимся на заключенных и тюремщиков… а также циничных "ученых". Мы — случайная катастрофа в банальной тюрячке.
Идея уничижительная, клёвая, остроумная, а фильм поставлен отвратительно. Каро — не режиссер. Жаль, что распался его тандем с Ж.-П.Жене.
P.S. Звуковые эффекты напоминают звуковые эффекты к фильму "Пыль" :)
Фильм Марка Каро с нетерпением ждали все люди, знающие толк в киноделикатесах. В то время, как Жан-Пьер Жене уже более десяти лет исполняет успешное соло на целлулоиде, его "кинополовинка" ушла в тень. Даже мастер спецэффектов их совместных фильмов, Питоф, успел снять парочку кинчиков — аляповатый "Видок" дал ему квиток в Голливуд, где он снял "Женщину-кошку" и вот-вот выйдут на экраны его "Лед и Пламя: драконьи хроники". Кроме того, полным ходом идет работа еще над двумя проектами, в которых значатся в качестве исполнителей Жерар Депардье, Моника Белуччи, Джеймс Кэвизел и прочие широкоэкранные лица. И Каро и Питоф, кстати, работали над первой сольной фильмой Жене "Чужой-4", каждый в составе опупенно многочисленных бригад, соответственно, художников-декораторов и мастеров по спецэффектам. Но если последний, как уже было сказано, пробился в известные режиссеры, вся кинодеятельность Каро с тех пор — это измышленные им иероглифы для фильма "Блюберри".
К сожалению, долгожданный фильм "Данте 01" оказался даже не унылым говном, а жалкой по всем статьям претенциозной хуйнёй. "Чужой3", где "3" — это "3еленая миля".
На орбитальную тюремную станцию Данте 01 прилетает с важным бесчеловечным заданием женщина-ученый. Вместе с ней на космическом челноке прибывает и странный осужденный, напоминающий внешне и повадками персонажа Ральфа Файнса из фильма Кроненберга "Паук". Цель женщины проводить эксперименты на заключенных — вводить им в организм объекты, с виду напоминающие наноскопические орбитальные станции Данте 01, которые "на ходу" перестраивают ДНК, отчего подопытным мучительно больно. Правда им тут же приходит на помощь странный новоприбывший зек, способный видеть затаившуюся в человеческом организме смерть в виде люминисцентного ракообразного, которого он ловит и пожирает. Впрочем, процесс ловли и пожирания виден лишь ему, а окружающие наблюдают только странные пассы а-ля Алан Чумак и последующее выздоровление и даже воскрешение пациентов.
Концовка фильма — апофеоз жевания промышленной резины из отработавшей своё кинопокрышки — остается только в сердцах сплюнуть. Весь этот "космический трип", с оглядкой на его религиозный символизм — это даже не рип с "Космической одиссеи" Кубрика, а рип рипа с "Черной дыры" (1979). Рискну предположить, что Каро как-то приснился дализм — космонавт как бы распятый на крестообразной космической станции, после чего он предложил какому-то там сценаристу состряпать незатейливый сюжетец под этот поп-артовский образ.
Владимир Гордеев почему-то считал, что Марк Каро умер. И знаете что? Лучше бы он умер.
Я хотел посмотреть "Данте 01" ещё с того момента, когда фильм только монтировался, и первые кадры пробрались во всемирную сеть Интернет. Но украсть его с монтажного стола у меня не получилось. Затем я пытался найти его после выхода во французский прокат — но французские пираты, не чета нашим, оказались нерасторопными, и я не нашёл ничего, кроме чарующих, и обещающих настоящую феерию рекламных роликов. В итоге я благоролучно о фильме забыл, и фактически пропустил появление в сети двд-рипа русской версии. Есть ещё, правда, добрые люди на "Экранке", заказавшие этот фильм в разделку, и напомнившие мне о его существовании.
Картина начинается, как надо. На искусственный спутник небесного тела "Данте" под оригинальным названием "Данте 01" (который представляет собой экспериментальную психиатрическую тюрьму) прилетает челнок с двумя людьми: девочкой-Путиным с раскосыми глазами, и верой в то, что нанотехнологии спасут Россию, и французом из "Матрицы", который не говорит, и видит вокруг какое-то астральное освещение. Ложка третьего "чужого" с ложкой "Блуберри" на две ложки "Города потерянных детей" — по крайней мере в том, что касается эстетики. Видеоряд выдержан неплохо — все эти бритые головы, фирменные жане-карошные уродцы во главе с Домиником Пиньоном (непонятно, почему Перлман отсуствует), сверх-крупные планы, клаустрофобия и светящиеся чакры. И где-то минут двадцать, пока Святой Георгий не съел первую каракатицу, смотрелось даже интересно. По крайней мере, многообещающе.
Но вот дальше картина резко начала пробуксовывать. Проблема у Каро та же, что и у Гарланда с Бойлом — отсутствие фантазии. Каро придумал мизансцену и набор отличных картинок, но он понятия не имеет, чем занять зрителя на все полтора часа полнометражной картины, которые от него требуют ужасные злые продюссеры, которые непонятно как дали ему на это денег. Поэтому он начал... а, чего заморачиваться, он начал просто повторять стартовые полчаса снова и снова. После того, как историю про беспорядки-сонный_газ-укол_нанобактерий-пожирание_каракатицы повторили в третий раз, я понял, что это конец. Картину уже ничем не спасти, даже супер-зачотной концовкой (если бы она была). Но и концовку фильма Каро умудрился смазать до полной невнятности. Что это за дядька? Откуда у него способности? Что это за чакры, которые он видел? Что это за каракатицы, которых он ел? Что это вообще такое всё? Здаётся мне, Билли, это была комедия.
Чего в фильме предостаточно — так это истинно христианского пафоса, который во всём этом научно-фантастическом окружении смотрится... аляповато, чёрт, так и не купил себе словаря синонимов, не знаю, какое ещё слово здесь подойдёт. По-дурацки всё это выглядит. И вся эта дешёвая символика, и кресты из кубиков, которые угадываются в каждом очертании, и имена персонажей (причём тут Цезать, кстати? Какая-то мешанина из библейских имён или религиозных названий и рядовых исторических персоналий). Неужели баптистская церковь добралась и сюда?.. Даже не верится.
Резюме: красивая, но глуповатая краткометражка, растянутая до полного метра. Смотреть не обязательно. Посмотрите лучше рекламный ролик, чтобы оценить эстетику — а больше в фильме ничего и нет.
Если при слове "Данте" вам в голову тут же приходит ассоциация "Ад", то этот фильм не даст вам возможности почувствовать себя полным идиотом: тема адского пламени и адских кругов формально раскрыта. Однако в процессе просмотра фильма зритель может всё же столкнуться с проблемой определения источника глупости: то ли это он сам не понял, то ли режиссер такую хуйню сказал, то ли у всех пробелы в образовании (нейтральный ответ, всех устраивает, однако почему-то предпочтение всегда отдается второму).
По темному-темному космосу летит мрачный-мрачный космический корабль. В мрачном корабле под присмотром медперсонала, также выполняющего функции охраны, проживают на специально отведенной территории преступники, также по совместительству являющиеся подопытными психами. Голос за кадром сообщает нам (чтоб не расслаблялись от своего мнимого всезнайства), будто все, что нам покажут, произошло "до начала времён". "Каких еще времен", подумаете вы, и тут же забудете. Вот вам и первая ошибка режиссера: то, что плохо разъяснено или выглядит нелогично, сразу забывается, и не дает зрителю возможности впоследствии грамотно сопоставить события и сделать вывод, которого, собственно, сам режиссер от зрителя и добивается. На корабль прибывает в своем шатле молодая азиатка с чемоданом какой-то нановакцины для опытов над заключенными — якобы эта вакцина полностью меняет структуру ДНК, но на людях еще не опробована. С нею на корабль попадает в виде замороженного мешка новенький зек. Его размораживают, дезинфицируют и вталкивают к товарищам.
Товарищи — особая статья. Туповатого толстяка, неспособного наесться, зовут Молох. Имя главаря — маленького крикуна с выразительной рожей — Цезарь. Его ближайший помощник — Распутин, особняком держится Будда, занят взломом корабельного сервера Аттила, при Цезаре ходит блаженный слезливый Лазарь. Именно Лазарь, увидав новенького, немедленно узнает в нем Св.Георгия. Святой Георгий же шарахается по кораблю, как контуженный, не может вымолвить ни слова и страдает от видений, в которых на него наползают оранжевые паукообразные моллюски. Как угадает прозорливый зритель, если скажет, что при таком поведении Георгию в этой компании ничего не грозит!
Однако ж злокозненная сучка азиатка не спит, норовя засадить заключенным свои нанопрививки. Первым утаскивают беднягу Будду. Дело в том, что Будда не только увлекается медитацией, но и очень жалостлив — чуть только увидит кого несчастного, как тут же норовит подарить ему вечный покой. Естественно, Будда тут же попытался спасти Георгия путем удушения за горло, отчего завязалась общая драка и в камеры был пущен усыпляющий дым. Так Будда загремел под укол.
В кровь ему были впрыснуты неугомонные частицы-трансформеры (и сами они, и их удивительные действия изображены довольно топорно), от чего Будду принялось жечь изнутри и страшно корчить. В таком состоянии он и был водворен обратно в тюремный ярус. Дальше мы имеем переломный момент с намеком. Страдающего Будду в коридоре находит Георгий, включает в глазах рентген, обнаруживает у Будды в середине грудной клетки паукообразного моллюска, голыми руками вытаскивает его из Будды и пожирает. Будда мгновенно выздоравливает. Весть о чуде и милосердии облетает корабль, и вокруг Георгия принимаются клубиться грозовые тучи: Цезарь справедливо полагает, что вся эта запредельщина подрывает его авторитет, а значит, с Георгием пора завязывать. Тем временем Аттиле удается взломать код и запрограммировать маршрут корабля таким образом, чтобы он на полном ходу врезался в маячащую неподалеку планету "Данте 01", покрытую кипящей лавой.
Вот такая удивительная затравка, удивительно нудно изображенная Марком Каро. Финал тоже поразит ваше воображение, однако не факт, что вам сразу станет ясно, что к чему. В течение всего фильма мы только и видим, что мелькание каких-то намеков, полунамеков и аллюзий, толпу слегка приоткрытых характеров, невнятность времени и места. Допускаю, что сценарист — умный, начитанный, талантливый человек, полагающий зрителя равным себе, и поэтому опустившим какие-то связки, показавшиеся ему лишними — и так ведь все понятно. Действительно, в основе повествования лежит очень простая, изящная теория возникновения новой планеты, однако из-за того, что шарадщик убрал не те буквы, головоломка вышла дурацкая. "Данте 01" — яркий пример того, как происходит процесс, обратный превращению говна в конфетку. При выставлении оценки пришлось воспользоваться методом доброго учителя и оценить отдельно идею и исполнение. Фильм могу порекомендовать безработным маргиналам, не собирающимся выходить из дома еще несколько месяцев, но желающим получить пищу для высокоинтеллектуальных споров за бутылочкой водки "Житомирская".