У кинематографа любой страны всегда есть уникальная система координат, которые четко связывают его с окружающей реальностью. Кто-то пишет слева направо, кто-то справа налево, ну а кто-то сверху вниз. По этой причине зачастую очень некорректно оценивать японские фильмы по голливудским трафаретам, а французские – по вьетнамским. Есть опасность потерять в процессе оценки не только этнические нюансы, но и какой-либо здравый смысл. У отечественного кинематографа трафарет сломался уже лет тридцать назад. Сломался, но никто не смог его починить. Некоторые учились клеить этот трафарет заново из старых обломков, другие – пробовали вырезать его по голливудским лекалам из кровельной жести, но финальный результат был всегда одним и тем же. Лоскутный самоделкин не вызывал у зрителей ничего, кроме жалости и легкого презрения.
На самом деле подобные эмоции возникали только по одной причине – лекала были изначально неправильные. Современные российские фильмы уже много лет принадлежат к азиатскому кинематографу, хотя ни один продюсер или критик не хочет себе в этом признаться. Достаточно посмотреть хотя бы на самые заметные фильмы через правильные гранки, чтобы в этом сразу убедиться. “Ночной дозор” – хорошее японское кино в духе Цукамото или ">Исии. “Дневной дозор” – вполне смотрибельное корейское кино со спецэффектами, занудное, но красивое. “Мертвые дочери” – хороший тайский хоррор, даже лучше чем у братьев Пан. “Ирония судьбы 2” – стандартная корейская поебень. “Девятая рота” – еще одна корейская поебень, но на этот раз про “страну, которую мы потеряли”. “Волкодав” – и опять Корея, брат-близнец фильма “Restless”. “Жара” – Болливуд. “Код Апокалипсиса” – Болливуд. “Скалолазка” – Япония. “Адмирал” – Япония. Ну и так далее.
Одним словом, главное при просмотре очередного отечественного фильма — это найти правильные азиатские лекала.
“Каменная башка” – это хороший фильм Такаси Миике.
В принципе, “Меченосец” Янковского тоже был стопроцентным Миикэ, но только не совсем удачным. Теперь Филипп окончательно исправился, повзрослел и отжег почти по-королевски. Фрики, бляди, якудза, северная меланхолия… перед нами настоящая ниппонская лепота. Очень трогательная и очень брутальная.
И одно только в этой лепоте печалит. "Меченосец” с “Башкой” настолько хорошо укладываются в одну могилку, что невольно требуют еще одну картину для завершения полноценного триптиха. У меня с утра фантазия работает плохо, поэтому ничего путного, кроме римейка “Адреналина”, в голову не приходит.
Будем надеяться, что Сельянову точно придет, потому что настоящий русский Миикэ — это вовсе не Филипп Олегович, а Сергей Михалыч. Настоящий человек-тэцуо. Пусть в этом году он уже промахнулся как продюсер с такими проектами как “Шультес”, "Нирвана" и “Опасный Бангкок”, но зато “Каменная башка” – это уже пятерка с минусом.
После вдохновенной рецензии Зилича на "Каменную башку", где он складывал новые российские фильмы в симпатичные штабеля по азиатским лекалам, я и сам поглядел "Каменную башку". После чего мне тоже показалось, что – да, так и есть. Россия – это все-таки нихуя не Европа, и уж тем более не Америка, а самая что ни на есть Азия.
Только Филипп Янковский не Такаси Миике, а немножко недоделанный Ким Ки-Дук.
Как и Ким Ки-Дук Янковский увлекается разными красотами, только у Ким Ки-Дука за плечами долгие годы работы фотографом (видимо, эффективной), а у Янковского – режиссерский факультет ВГИКа и российский музыкальный телеящик. Поэтому Ким Ки-Дук использует всю палитру, а Янковский – только желтый цвет и почему-то синий.
Так было в "Меченосце", так было и в "Каменной башке".
(А Миике, кстати, почти нулевый визионер).
Но зато в "Каменной башке" присутствует движение внутри кадра, чего уж точно практически не было в "Меченосце". Тем самым Янковский приближается к Ким Ки-Дуку, но, правда, не удаляется и от Миике. Потому что и так был от него далеко.
Но фильм – пустой, бестолковый и каменный, как башка главного героя, из которой улетучиваются все воспоминания, которые касались вчерашнего и так далее дня. Впрочем, это кажется совсем неудивительным, ведь автором сюжета является автор "Кремня" Алексей Мизгирев.
Также как и Зилич жду нового фильма Янковского, из которого, надеюсь, исчезнет пригламуренный криминал, "визуальное очарование" будет отыскиваться в городских "крышах" без всякого двойного дна, смерть станет естественной, а болтовня – сведена до минимума, причем, не "картинного", а тоже естественного.