Самое интересное в этом фильме – это история его возникновения. Хороший парень по имени Тони Гейтон решил стать писателем и податься в Голливуд. Для того, чтобы ему было, что предложить заинтересованным лицам, он накропал пробный сценарий – не для того, чтобы его поставить, текст для этого не предназначался, но исключительно для того, чтобы показывать его голливудским бонзам в качестве портофолию, когда его спросят "а как ты умеешь?" Сценарий этот он принёс на студию Кастл Рок, где рассчитывал на работу сценарного доктора, или хотя бы литературного-негра-за-еду. "Вот, я умею так", — сказал он, и дал прочитать свой сценарий продюсеру Френку Дарабонту. "Отлично", — ответил Дарабонт, — "мы берём сценарий и запускаем его в производство". Парень так ошалел, что начал было отговаривать Дарабонта, и убеждать его, что текст сильно недоработан. Но всё, чего он добился – это что ему дали время на доработку, и всё-таки запустили картину в производство. Более того – скрипт оказался настолько притягательным, что на проект подписались Вэл Килмер, Дебора Кара Унгер и Винсент Д’Онофрио.
Надо признать правду – в сценарии Гейтона хорошо всё. Кроме того, что если его перенести на экран, получится полная лажа. В фильме идеальные диспозиции, прекрасно продуманные кадры, отличные, выпуклые персонажи, интересные диалоги, и при всём при этом – внятный сюжет, не лишённый поворотов. Но событий в тексте оказывается явно недостаточно для полного метра, а неторопливость действия напрочь убивает любые поползновения сделать жанровую картину. В итоге Карузо строит фильм вокруг единственной вещи, которая позволяет эту заторможенность оправдывать – я имею в виду наркотики, и создаёт явственую претензию на какой-то индепенденс. Но это, конечно, махровый депенденс, Голливуд и апозиаписис, надо просто знать, куда смотреть. Мне кажется, что будь Гейтон чуть поопытнее, он и сам бы это понял, и переписал бы весь сценарий, добавив туда беготни, стрельбы и тарантиновщины.
Что остаётся на выходе? То, чем запоминается картина: диспозициями, отдельными кадрами, и несколькими диалогами с умопомрачительной актёрской игрой. Особенно хочется упомянуть Д’Онофрио – мне вообще очень жаль, что этот актёр так сильно недооценён. Не смотря на целую кучу блестящих ролей, и ряд номинаций на какие-то призы (которые он, в основном, не получил), мне всё же кажется, что в Голливуде к нему отношение, как к мусорщику – когда есть очень сложная роль, но нет денег взять на неё классного актёра – позовём этого парня, он и за три копейки раскорячится. В "Море Солтона", кстати, Д’Онофрио играет наркоторговца с накладным носом (!) по кличке "медведик". Харрисовщина какая-то.
Ну и, конечно, наркотики – они в центре всего. С них начинается фильм, и ими заканчивается. Авторы не стараются осуждать наркоманов – и не поэтизируют их, и этим выгодно отличаются от большинства создателей нарко-экзерсисов. Наркотики и наркоманы в "Море Солтона" — это просто отдельный мир. Не лучше, и не хуже, чем наш с вами, но отдельный, существующий словно в какой-то параллельной реальности. Грань между этими реальностями проницаема, ты всегда можешь попасть сюда или туда – но она есть. Этот тезис прекрасно иллюстрируется первым выходом героев из дома, когда после полумрака комнаты им в глаза бьёт яркий солнечный свет.
Перед тем, как поставить какую-то точку и зарезюмировать всё сказанное, я долго думал – а был бы смысл, например, снять римейк этой картины? Дать сценарию второй шанс занять достойное место в истории? Не знаю. Мне кажется, что потенциал темы в фильме полностью раскрыт. Нельзя сделать фильм динамичным и напряжённым триллером, и вместе с тем – пропитанным наркоманским духом философским индепендентом. Мне было бы нечего добавить к фильму – иначе из него пришлось бы что-то убрать, и баланс, делающий эту картину уникальной, был бы потерян.