Награды: "Оскар" — лучший сценарий. BAFTA — режиссер, сценарий, актер (Николсон). Bodil Awards — лучший неевропейский фильм. 4 "Золотых глобуса" — лучший фильм (драма), лучший режиссер, сценарий, актер (Николсон). Edgar Allan Poe Awards — лучший фильм. Fotogramas de Plata — лучший иностранный актер. Kansas City Film Critics Circle Awards — актер (Николсон), актер второго плана (Хьюстон). National Society of Film Critics Awards, USA — актер (Николсон). New York Film Critics Circle Awards — актер (Николсон). Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм. Гильдия сценариство США — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Главный герой, Джейк Гиттес, был назван так в честь друга Джека Николсона, продюсера Гарри Гиттеса.
Планировалась целая трилогия о коррупции в области развития Лос-Анджелеса. Но Николсона задолбали детективы...
"Криминальный квартал" стал последним фильмом Поланского, снятым в США (как известно, это случилось из-за судебного преследования: Полански был в центре скандала с какими-то малолетними блядями).
Во время съемок Фэй Данауэй и Джек Николсон всегда оживленно спорили. Один из споров закончился тем, что Николсон вырвал из головы Фэй прядь волос.
Роберт Таун засел за сценарий "Китайского квартала" сразу после того, как отказался работать над сценарием "Великого Гэтсби" (по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда). Причем за "Гэтсби" ему предлагали 125 000, а за "Квартал" только 25 000... Таун просто зассал перед величием Фицджеральда.
Музыку к фильму писал Филлип Ламбро, но на последнем этапе съемок продюсер Роберт Эванс уволил его и нанял Джерри Голдсмита — у Голдсмита было только 10 дней, чтобы написать саундтрек.
Роберт Эванс видел в роли "роковой женщины" Джейн Фонду, а Роман Полански — Джули Кристи. В итоге роковой женщиной оказалась Фэй Данауэй.
Фильм предлагали снимать Питеру Богдановичу, который стал топ-режиссером после успеха "Последнего киносеанса". Богданович отказался, а потом горько сожалел.Версия для печати
"Китайский квартал" давно вошел в списки "величайших фильмов ХХ века" (в первую очередь, это касается, конечно, списков, составленных американскими кинокритиками). Принято считать, что фильм сделан в стиле нуар, но, в первую очередь, в нем чувствуется не нуар, а большой голливудский стиль. В наименьшей степени в нем чувствуется авторский почерк Романа Поланского, – того Поланского, которого мы знаем по знаменитым его фильмам, снятым ранее, по "Ребенку Розмари", "Отвращению"… Однако нуар с его героями, которые ходят "на грани" и противоставляют себя всему миру, близок Поланскому.
"Китайский квартал" интереснее, чем классические американские фильмы, сделанные в стиле нуар. Достаточно того, что "Квартал" снят в цвете... А если говорить серьезно, то фильм Поланского уходит от размытой фатальности нуара, где злом пронизан весь макро- и микрокосм картины, где нет ни одного приличного человека. У Поланского всё вполне конкретно: зло концентрируется в богачах, а остальные являются их жертвами, которые либо не сознают, что их поимели, либо честно им служат, либо бессмысленно сопротивляются. "Китайский квартал" хоть и обладает закрученным детективным сюжетом в духе Хаммета, Чандлера и других культовых авторов, выходит за рамки жанра "американского детектива". Да, это стилизация, но в то же время вполне социальное кино, в котором освещаются какие-то исторические события (затмеваемые яркими перипетиями сюжета и объемными персонажами), а "злой рок", принципиально витающий над всеми персонажами нуар-фильма, здесь не причем.
Николсон играет частного детектива Джейка Гиттеса, который занимается, по сути, чепухой – выслеживает неверных супругов. Когда к нему приходит очередной клиент, представившаяся как миссис Малрэй, он начинает слежку за ее супругом, довольно крупным чиновником, замдиректора лос-анджелесского водоканала. Из детективной историйки сюжет вскоре превращается в детективную историю: клиентка оказывается подставным лицом, а подлинная миссис Малрэй подает на Гиттеса в суд. Джейк понимает, что его подставили с целью очернить Малрэя в прессе. И вдруг Малрэй убит.
Гиттес ведет себя как типичный герой нуара, – для которого важна только личная выгода. Для Гиттеса такой выгодой является собственное реноме. Как можно без труда заметить, личная выгода для героя нуара имеет значение только тогда, когда поблизости нет "роковой" женщины. В "Китайском квартале" псевдороковой женщиной оказывается миссис Малрэй.
Но постепенно, по мере прихотливо развивающегося сюжета, Гиттес превращается из мелкого "нуарного" себялюбца в человека, для которого превыше всего – истина. И ему удается докопаться до истины.
Финал фильма безрадостен. Безрадостен именно потому, что миром правит отнюдь не "злой рок", а люди. И именно потому, что главный герой оказывается не типичным героем нуара, он проигрывает, тогда как настоящий герой нуара даже не заметил бы поражения. Примечательно также, что у сценариста, Роберта Тауна, был хэппи-енд, но Поланский изменил концовку на более подходящую общему настроению фильма.
Изначально в сценарии вообще никак не фигурировал китайский квартал, его ввели в фильм "для порядку" (события финала как раз происходят в китайском квартале). Во всех рецензиях, что мне доводилось читать, говорится, будто бы "китайский квартал" – это некая метафора. Что именно за метафора, – не говорится.
В фильме есть прекрасно сыгранный и снятый эпизод, к тому же очень забавный, когда Гиттес рассказывает пошлый анекдот своим подчиненным. Рассказывая анекдот, он совершенно не замечает, что за его спиной стоят посторонние люди (миссис Малрэй и ее адвокат, пришедшие уведомить Гиттеса о том, что подают на него в суд). Когда Гиттес досказывает анекдот, его буквально-таки крутит от смеха, по инерции он разворачивается и видит перед собой мрачную миссис Малрэй.
Анекдот звучит так:
Парню надоело трахать свою жену. А ему дружбан и говорит: "А ты делай как китайцы!" "А как они это делают?" "Сперва немного трахаются, а потом читают Конфуция. Потом опять немножко трахаются, и затем выходят полюбоваться луной или еще чем-нибудь, чтобы возбудиться". Парень приходит домой, пристраивается к жене, трахает ее немножко, а потом читает журнал "Лайф". Потом снова ее трахает, перестает и говорит: "Прости, милая, я на минутку". Выходит и выкуривает сигарету. Его жена слегка пожухла. И когда он, чуть-чуть потрахавшись, опять собирается выйти и посмотреть на луну, жена его и спрашивает: "Что с тобой?! Ты трахаешься как китаец!"
Во-первых, эта сцена дает зрителю понять, как будут складываться отношения Малрэй и Гиттеса в дальнейшем. Если раньше Гиттес только умозрительно (в силу его профессии) являлся для нее циничной, грязной букашкой, копающейся в чужом постельном белье, то теперь она воочию убедилась, что этот человек и в реальности является гнусным, непроходимым пошляком. Каждый человек выбирает себе ту профессию, которую заслуживает. Но не менее важна и "соль" анекдота. Случайным, дурацким образом жена из этого анекдота прокалывается перед мужем, – она, вероятно, трахалась с каким-то китайцем. Точно так же нелепо Гиттес прокалывается перед миссис Малрэй, рассказав анекдот и "показав" свою натуру. Потом перед ним проколется миссис Малрэй, а потом и все остальные персонажи (ведь фильм сделан в жанре детектива). Все они имеют какое-то отношение к "китайскому кварталу", к этому недостойному, порочному, анекдотичному "китайскому кварталу". В-третьих, вдумчивому зрителю, особенно знатоку нуара, станет ясно, что одна из сюжетных линий завязана на анормальном сексе.