Режиссер:
Роман Полански. Сценарий: Рональд Харвуд (по одноименному роману Чарльза Диккенса), Оператор: Павел Эдельман, Композитор: Рейчел Портмен.
В главных ролях: Бен Кингсли, Барни Кларк. В ролях: Марк Стронг, Джереми Свифт, Иэн МакНис, Ричард Дерден, Андреас Пападопулос, Лори Атей.
Интересные факты о фильме:
Декорации были настолько масштабны, что Роман Полански перемещался по съемочной площадке на скутере.
Роман Полански искал сюжет, который был бы интересен его детям, а верная его супруга, Эммануэль Сенье, посоветовала "Оливера Твиста"... В результате дети даже снялись в мизерных камео.
Работая над декорациями, художники вдохновлялись работами Доре, хотя Доре никогда не иллюстрировал Диккенса.Версия для печати
Необязательное наблюдение: в 21 веке Роман Полански начал омолаживать своих героев. В "Пианисте" был молодой музыкант Шпильман, а героем "Оливера Твиста" и вовсе является, как мы все помним, ребенок. И не просто ребенок, а ангелоподобный сирота, "который идеально годится на роль плакальщика".
Оба фильма отличает безысходность. Только Случай, невероятная удача позволяет Шпильману выжить в оккупированной нацистами Варшаве. И только удача позволяет выжить Оливеру Твисту.
Роман Чарльза Диккенса "Оливер Твист" хоть и стал первым английским романом, не был детской книжкой. Фильм Поланского неспешен, последователен, абсолютно понятен. Но при этом очень мрачен :) Не совсем детское кино, особенно учитывая метраж – 2 часа 10 минут. Все эти 2 часа 10 минут режиссер затягивает удавку на шее Оливера, и в финале кажется, что только по недоразумению она затягивается на шее не Оливера, а главного злодея.
В этом фильме отчетливо видны даже самому неискушенному любительскому взгляду "заветы Митты": судьба регулярно и целенаправленно возносит Оливера на гребень волны, даря ему (и зрителю) надежду, а потом механистично сбрасывает его вниз. Когда Оливер находится на гребне, зрителю очевидно, что чрезвычайно скоро бедолага Оливер сверзится в бездну. Так оно и происходит, причем со смачным грохотом. Надежда разлетается на мелкие осколки. Следующего гребня волны ждешь с подозрением, — потому что гребень волны гораздо более зыбок и неверен, чем дно… И в этом весь Полански.
Все беды происходят с Оливером потому, что он абсолютно беспомощен. Он абсолютно слаб и и никоим образом не может повлиять на свою судьбу и хоть как-то противостоять окружающему его злому миру. Просто он слишком мал и круглый сирота. Даже такие замороченные чуваки, как персонаж Катрин Денев из "Отвращения" или сам Полански из "Жильца" – они и то круче Оливера. Если бы они в детстве были Оливером, то не дожили бы до своих сюжетов. Если у вышеуказанных персонажей проблемы были психического плана, то у Оливера – исключительно физического (до психических проблем он еще не дорос).
Режиссер и сценарист избавляются от сюжетных линий, связанных с родней Оливера (в романе Диккенса оказывается, что круглый сирота Оливер все же является счастливым обладателем родственников, причем некоторые из них выступают как заступники, а некоторые — как вредители). Избавляются потому, что подобные сюжетные линии старомодны и мелодраматичны. У Диккенса романистский, старомодный случай помогает Оливеру встретить родственников. В фильме акценты смещены на современный лад: только случай может помочь нищему, безродному Оливеру встретить благопристойного джентльмена, который поверит какому-то малолетнему отребью. На первый план в фильме Поланского выходит человеческое доверие. Человеческое доверие – это такой нонсенс, что ради него стоит снять фильм и показать в нем ужас, даже смерть, которая ожидает тех, кому не доверяют.