Режиссер:
Мабрук Эль Мехри. Сценарий Мабрук Эль Мехри, Фредерик Бенуди, Кристоф Турпэн, оператор Пьер-Ив Бастар, монтаж Како Кельбер, художник Андре Фонсни, композитор Гаст Уолцинг, продюсер Сидони Дюма.
В главных ролях: Жан-Клод Ван Дамм. В ролях: Франсуа Дамьен, Зинедин Суалем, Карим Белькадра, Жан-Франсуа Вольф, Анна Паулицевич, Джон Фландерс, Саския Фландерс и пр. .
Интересные факты о фильме:
JCVD означает просто Jean-Claude Van Damme. Ван Дам играет здесь сам себя.
Режиссер фильма — большой поклонник актера (особенно фильма "Кровавый спорт"). Поэтому он поправил оргинальный сценарий, в котором актер был изображен каким-то клоуном, в сторону большей драматичности. Кроме того, актер и режиссер встретились перед написанием окончательного сценария, и Эль Мехри показал Ван Даму черновик, чтобы заручиться согласием Ван Дама на съемки.
Кроме того, они договорились, чтобы Ван Дам не кричал во время съемок "стоп!", как это он обычно делывает.
В середине фильма есть шестиминутный монолог Ван Дама. Ван Дам заставил Эль Мехри поклясться, что он никому не скажет о содержании этого монолога. Поэтому на пятой неделе съемок Эль Мехри отпустил остальных актеров на два часа. Кроме того, была установлена большая черная занавеска, чтобы исключить зрительный контакт Ван Дама с кем-нибудь из съемочной группы во время этого трудного монолога. Операторы ориентировались на звук.
В сценарии было прописано около 70% фильма, остальное — импровизация актеров. В частности, сцена в такси — импровизация чуть более, чем полностью. Более того, для полного правдоподобия слов для Ван Дама в сценарии почти не было, Эль Мехри хотел, чтобы в фильме звучала его "собственная музыка".
В фильме много пересечении с реальным Ван Дамом. Например, в сценарии есть дочь, из-за которой он судится с ее матерью, в реальной жизни — сын (пол изменен по каким-то правовым причинам); в своем монологе Ван Дам говорит о проблемах с наркотиками — и у него на самом деле в 1995-1996 гг. были проблемы с кокаином. Ну и т.д.
Имя дочери Ван Дама — Глория — обязано своим появлением одноименной песне Ван Моррисона.
Начальная боевая сцена из-за своей повышенной травмоопасности снималась в самом конце. Ее снимали целую ночь и сделали четыре или пять дублей.
Продолжаем наш рассказ о фильмах, в которых между актером и персонажем имеется нетипичная связь. В предыдущем фильме, напомню, связь была очень красивой, но несколько зашифрованной, ее расшифровке была посвящена большая рецензия.
Здесь связь банальна: Жан-Клод Ван Дам играет сам себя в фильме, который называется в честь него JCVD, т.е. Jean-Claude van Damme. На русский язык фильм вроде бы не переводился*, но, я думаю, уместно было бы назвать его ЖКВД. Сам фильм можно скачать, например, здесь (к сожалению, только с английскими субтитрами), но если еще есть такие люди, которые торрентами не умеют пользоваться, то пишите, попробуем помочь.
Когда я садился смотреть новый фильм с Ван Дамом, я не предполагал, что он будет настолько крут.
Самое главное: хочу вас обрадовать, что Ван Дам оказался неожиданно хорошим актером, в тех местах, где нужно не только махать руками и ногами, а изображать какие-нибудь чувства и эмоции. Ван Дам изображает их не суперумело, но, в общем, ничего так. Есть же чисто технические вещи для того, чтоб показать чувства, им учат в театральной школе. Например, для того, чтоб изобразить сожаление, нужно сделать вид, будто пытаешься что-то сказать (приоткрыть и закрыть рот), а потом потупить глаза. Ван Дам играет неплохо, но чересчур аффективно, он как будто сам себя шаржирует, и от этого создается престранное ощущение: словно его переигрывание — это часть плана, а на самом деле Ван Дам умеет лучше.
Это примерно как история с Николаем Валуевым, который вообще-то не предназначен для актерской игры, но старается. Только лучше.
Все это соотносится с фильмом, который в том числе и про совесть. Не знаю, еще в школе у меня лично часто возникало острое чувство стыда, когда я видел кого-нибудь — не знаю там, в троллейбусе, на улице, — кто так же дебильно что-нибудь делал, какая-нибудь черта, сейчас не могу вспомнить, вернее, не хочу рассказать. Я рассматривал этого похожего как пародию на себя, показывающую мне, как в кривом зеркале, всю неуместность моего поведения. Потом я писал рассказы, в которых выводил похожих на меня мудаков, какими мог бы стать я, не стань я тем, кем стал. И мне, пока я писал, было очень стыдно. Мне кажется, это и называется — "писать кровью".
А переигрывание Ван Дама — это, видимо, "играть кровью".
Махает руками и ногами Ван Дам тоже все еще довольно круто, хотя, конечно, это уже не тот Ван Дам, которого боялись Ван Гоги и Ван Магоги. Однако пятиминутный отрезок, с которого начинается фильм, смотрится очень здорово. Этот отрезок пародирует боевики, но хореография и операторская работа там поставлены так, что не оторвешься. Наверно, я лучше не видал, если считать фильмы в западной традиции, а не Джекки Чанов. Лучше Джекки Чана никого не бывает. Ну вот, чтобы сравнить, например, крутейшая погоня в начале прошлого Джеймса Бонда хороша, но все равно пожиже.
Сам фильм — в общем, тоже пародия, на боевик в первую очередь. Для пародии там очень крепкий сценарий, про заложников, и сцены с заложниками перемежаются сценами с тяжелой жизнью Ван Дама, в смысле, с тем, что он уже старый, как Паниковский, у него проблемы с продюсером, с разделом дочки, с оплатой труда адвоката и т.д. В связи с этим небанальный хронологический монтаж: фильм разбит на главки с эпиграфами, главки пересекаются по времени, одна и та же сцена может быть снята с разных сторон и разными камерами.
Можно сказать, что фильм — вообще артхауз. Очень прогрессивный, во всяком случае. Режиссер показывает, что он в курсе мэйнстрима немэйнстримного кино. Помимо сценария и хронотопа, там еще много фишек: почти все снято в размытом темноватом свете, камера иногда трясется как у Фон Триера, перед финалом фильма имеется альтернативная локальная концовка эпизода (которая на самом деле ничего не меняет), куча цитат и автоцитат, посреди фильма Ван Дам поднимается вверх и толкает проникновенную речугу на шесть минут, ну, всякое такое. Странно, что фильм не собрал никаких призов, хотя вроде номинировался куда-то, в Онтарио, кажется, в Монреале точно. Это узость мышления и косность кинокритиков, понятно. Думают, раз Ван Дам, то и в хорошем фильме сняться не может.
Это, и правда, наверно, лучший его фильм.
Что еще для артхауза нехарактерно, тут отличный саундтрек и очень смешные шутки. Ван Дама все очень любят (потому что он вернулся домой, в Бельгию, и, кстати, не может оттуда уехать, и все ему завидуют), прямо демонстрации ходят и скандируют: Ван-Дам! Ван-Дам! — и прямо смешно от этого всеобщего обожания. По-моему, для подобных фильмов есть термин Eurocool, хотя я могу и ошибаться, конечно.
Фильм также псевдодокуметальный, в том смысле, как писал Станислав Зельвенский на "Афише" (не могу все-таки не сослаться): а что ему еще делать? Правда жизни присутствует тут в полной мере. Актер боевого жанра почти всегда — как порноактер: члены перестают подыматься, и ты никому не нужен. Вот и Стивен Сигал в "ЖКВД" согласился состричь свой хвостик. А что делать? Кризис.
Мотив невозможности уехать присутствует и в другом фильме производства 2008 года про Бельгию — "Залечь на дно в Брюгге". Правда, здесь-то Брюссель. Но все равно, Брю-Брю. 2008-й год для Бельгии в кинематографическом плане — очень удачный год, я щетаю. Оба фильма для меня вошли в, наверно, ну, пятерку кинооткрытий этого года. Десятку уж точно.
______________ * Оказалось, переводился и есть на торрентах. В русском переводе он называется Ж.К.В.Д.