Очередной "биографически-авангардистский" фильм Кена Рассела, только здесь режиссер откровенно заигрывается и перебарщивает на каждом шагу. Кажется, еще чуть-чуть, и изображение превратится в пятна Роршаха. Фильм отдает дешевым балаганом, где действующие лица беспрестанно глумятся друг над другом и над зрителем, и это быстро утомляет. Драматургия фильма сомнительна. Короче говоря, крикливая безвкусица, которая, несмотря на обилие аттракционов, довольна скучна.
Но лучше обо всем по порядку.
Исторические события подаются в стиле рок-культуры середины 70-х, где доминировал глэм-рок, то есть, имела место быть мешанина из хард-рока, оперетты и рок-н-ролла (как пример можно вспомнить "Богемскую рапсодию" Queen). Плюс еще длинные волосы и вычурные костюмы в блестках. За феерией (нередко перерастающей в какофонию) цвета и звука, а также забористого расселовского стёба прячутся известные факты биографии венгерского композитора Ференца Листа. Например, концерт в Вене, когда Лист, будучи пацаном, исполнил произведение Бетховена настолько великолепно, что растроганный мэтр подошел и поцеловал его. "А что, это правда, что Бетховен поцеловал Листа, когда тот исполнил его произведение?" — спрашивает молодой Вагнер в фильме. – "Это действительно было сыграно настолько круто?" "К тому времени Бетховен окончательно оглох", – снисходительно отвечает ему кто-то из великих, кажется, Шопен. Кен Рассел почему-то нарек фильм "Листоманией", но в фильме два главных героя – романтик Лист и революционер Вагнер. Ближе к финалу Вагнер превращается в Сатану, как его характеризует Папа Римский в исполнении Ринго Старра, а в финале – в Адольфа Гитлера, по ходу дела, существо-над-сатаной. Стремящемуся "к свету" Листу приходится вступить в противоборство с Вагнером, стремящемся "ко тьме".
Очень смешно обыгрывается желание Вагнера посредством музыки выковать из немецкого бюргера Сверхчеловека. У Рассела это происходит в буквальном смысле. За основу взят классический персонаж еврейской мифологии Голем, который, благодаря усилиям сперва Густава Майринка, а потом немецких экспрессионистов, "ожил" в литературе и киноискусстве. Из этого еврейского персонажа Вагнер куёт германского Сверхчеловека. В рот ему, вместо талмудических записок, Вагнер засовывает дорожку фонографа с записью своей музыки. Но первый блин выходит комом: железный истукан требует кружку пива, выпивает ее, смачно рыгает, идет ссать в угол лаборатории, после чего разгневанный Вагнер возвращает его на место.
Ференца Листа, кстати, неплохо играет Роджер Долтри. Его актерский талант проявился в том же 1975 году, когда Рассел экранизировал рок-оперу "Томми" группы "The Who" (Долтри – вокалист этой группы). Он даже внешне немного похож на Листа. Хотя гораздо больше похож на Виктора Авилова, которому, кстати, доставались романтические роли — в "Узнике замка Иф" и "Господине оформителе".
А еще в фильме засветился хороший пианист Рик Уэйкман, один из участников "King Crimson". Он же сделал аранжировки и написал пару тем.
Но фильм все равно хуйня. Во многом потому, что устарел. Как и глэм-рок.