Все же бывают такие фильмы, где сюжет занимает самое второстепенное место. Такое кино больше похоже на качественную литературу, читая которую упиваешься слогом, стилем изложения. Упреки кинематографу со стороны библиофилов сводятся к тому, что читая книгу, ты сам оперируешь образами, тогда как фильм предоставляет готовые образа. На самом деле, это частные детали. Гораздо важнее система образов. Система, а не отдельно взятые образа воздействуют на ресивер — человеческий мозг или, если хотите, душу. И здесь уже кино от литературы мало чем отличается.
Сценарий фильма — автобиографический, без выдумок и острозакрученного сюжета. Поэтому фильм банален до одури, той самой летней одури, которую его герои, юные обитатели небольшого острова Нэнтакет, испытывают от безделья, томления и желания.
Лирический герой картины, 14-летний подросток Херми, влюбляется в молодую женщину лет 23-х, только-только проводившую мужа на фронт. У Херми есть два друга, не такие лиричные как он. Упитанный здоровяк Оски озабочен исключительно проблемой трудоустройства своего члена и не витает, в отличие от Херми, в высоких эмпиреях. Задрот Бенджи панически боится противоположного пола и, видимо, поэтому где-то в середине фильма сходит на нет. В один прекрасный момент Херми удается познакомиться с Дороти, — он помогает ей донести продукты до дому. Так между ними зарождается дружба, которая вряд ли может перерасти во взаимную любовь (Херми на это особо и не надеется).
Фильм состоит из множества нюансов, режиссер, сценарист и оператор очень внимательны к деталям. Очень хорошо чувствуется та доскональность, придирчивость, с которой воссоздавалась атмосфера того давно ушедшего времени, того давнего лета.
Банальная, простая и не слишком захватывающая история остается таковой до самого финала, но фильм снят настолько здорово, что всё в нем зримо и настояще, всё в нем буквально оживает, точнее говоря, оживляет в зрителе (сужу по себе) какие-то давно забытые воспоминания, чувства, ощущения. Посредством этого фильма можно перенестись в свое детство. Может быть, дело в меланхолической, цепляющей музыке Мишеля Леграна, очереди в сельский ДК, потускневшей июльской траве. Еще в фильме много пасмурного неба, которое обычно почему-то избегают показывать в кинофильмах, а ведь это очень клево-пасмурное, белесое, летнее небо, когда не жарко и не холодно, когда наступает некое безвременье, и в природе, и в настроении. Неважно, что в сюжете фигурируют "идеологически" чуждые подростки, живущие в чужом времени и чужой стране.
Дело не в образах и даже не в психологической картине, которую рисует режиссер, а в эмоциях, которые вызывает череда этих образов. Любой фильм, как и книга, воспринимается комплексно... Страница романа не имеет значения, если нет других страниц.
Ну и, наконец, лето — оно общее для всех. Как и детство.