Награды: Оскар 1997 — лучший сценарий, лучшая актриса (Фрэнсис Макдорманд) Австралийский киноинститут — лучший зарубежный фильм (1996) BAFTA Awards — премия Дэвида Лина за режиссуру (1997) Каннский кинофестиваль — лучший режиссер (Джоэл Коэн) (1996) Независимый дух — лучший режиссер, лучший оператор, лучшая главная женская роль, лучший сценарий, лучший фильм, лучшая мужская роль (Мэйси) (1997) Американская академия научно-фантастических, фэнтезийных фильмов и фильмов ужасов — лучший триллер (1997) а также множество других наград.
В издевательстве над северянами – жителями Северной Дакоты – Коэны превзошли сами себя, при этом холодный, прозрачный и простой триллер с литрами крови на замерзшем снегу и откровенно черным юмором стал эталоном и взял два Оскара. Фарго – это небольшой город, находящийся далеко на севере Америки. У него даже название говорящее (far go). В городе живет семья Лундегаардов: муж-неудачник Джерри (Уильям Мейси), изо всех сил старающийся стать "успешным продавцом", его блеклая жена (Кристин Рудруд) и их сынишка. Джерри жалок, хваткого менеджера по продажам из него не получается, а богатый тесть не хочет давать денег на подвернувшееся дело по строительству автомобильной стоянки, которое (как верит Джерри) может помочь ему выбраться из презираемой касты лузеров. Джерри придумывает план – нанять людей, чтобы они похитили его жену, и заставить старика раскошелиться. После встречи с Карлом (Бушеми) и Гаером (Стормаре) он решает дать делу задний ход, но уже поздно, и хитроумная задумка оборачивается горой трупой в суровых заснеженных краях.
"Фарго" поражает своей ощутимой холодностью, километрами нежно-голубого морозного полотна – и жестокостью, фатальностью, неотвратимостью запущенной по глупости цепи событий. Несмотря на то, что добропорядочным американцам от Коэнов опять досталось, история получилась настолько правдоподобной, что обман братьев про "основано на реальных событиях" долго не могли разгадать. Одна из главных фишек "Фарго" в том, что в роли человека, который должен распутать клубок, выступает беременная женщина-полицейский (Фрэнсис МакДорманд), что придает фильму налет идиотизма или воинствующего гуманизма — кто знает, у Коэнов всегда все перемешивается. К примеру, падение до смерти перепуганной Джин с лестницы вызывает смех. То невозмутимое, то откровенно дурашливое лицо Мардж Гандерсон — последний оплот справедливости, островок спокойствия в бушующем пространстве фильма. Коэны натравливают простоватую на вид женщину-танк на все зло мира – и предлагают нам на это посмотреть.
"Фарго" — это пародия на серьезные нуар-детективы, при этом сам фильм — хороший триллер. Коэны говорят о том, что нельзя "поиграть" в преступника, а потом забыть обо всем, словно ничего не происходило. Мир загнанного в угол неудачника соприкасается с криминальной изнанкой – и порождает химическую реакцию, которую не накрыть ведерком и не прекратить. Стив Бушеми сыграл в "Фарго" одну из своих лучших отрицательных ролей. Мощнее он выглядит разве что в "Бешеных псах" Тарантино, да и то лишь потому, что "Псы" — фильм окончательно изматывающий. То же самое можно сказать и о Стормаре – он озверело заряжает оружие и смотрит на окружающее равнодушным тяжелым взглядом, чтобы в конце фильма мутировать в монстра. Коэны сильно иронизируют над битвой Добра и Зла, направив беременную Мардж против фонтанирующей кровью мясорубки Гаера, но, с другой стороны, еще нигде это не смотрелось так естественно. Силы жизни (пусть даже их олицетворяет лохматая Мардж) против сил смерти при минимуме декораций и спецэффектов. Женщины пищат и пучат глаза, мужчины реагируют медленно и странно, но концентрация дуракаваляния создает особый культурный эффект, который заставляет в происходящее беспрекословно верить. Так что семь номинаций на Оскар вполне заслужены – такого до Коэнов не снимал никто.