В главных ролях: Бастер Китон, Кэтрин МакГуайр, Джо Китон. В ролях: Эрвин Коннелли, Уорд Крэйн, Джейн Коннелли, Джордж Дэвис.
Интересные факты о фильме:
Во время съемок сцены на вокзале, когда на Шерлока выливается вода из цистерны, от сильного потока воды, обрушившегося на него, Китон получил травму шеи и многие годы мучился мигренью, не зная о подлинных ее причинах. Правильный диагноз был поставлен ему только в 30-х годах.
Фильм "Сердца и бриллианты", демонстрируемый на экране, якобы снят кинокомпанией "Veronal Film Company". Веронал был первым барбитуратом (снотворным) того времени. Немудрено, что киномеханик заснул. Версия для печати
Яркая и остроумная комедия, которая великолепно смотрится и по сей день. Самый короткий фильм Бастера Китона и самый эксцентричный. Обаятельный Китон предстает в своем типичном амплуа — это молодой влюбленный недотепа, преисполненный энергии и нечеловеческой ловкости. Сюжетная фабула проста, но насыщена множеством прекрасных гэгов и трюков. Молодой киномеханик из провинциального городка любит две вещи: местную девушку и криминалистику. Как ни странно, он не любит кино. Заряжая проектор, он раскрывает брошюру по криминалистике и погружается в чтение. Однако, этот парень из тех, кто смотрит в книгу, а видит фигу. И когда он, оклеветанный местным Дон Жуаном, изгоняется из дома девушки, обвиненный в воровстве карманных часов, ему ничего не остается как вернуться к кинопроектору. Он не может поймать за руку Дон Жуана, совершившего воровство, и не может обелить свое честное имя. Вместо этого он засыпает, сидя на стуле, и погружается в мир киноиллюзий, – его проектор крутит фильм "Сердца и бриллианты".
Здесь начинается самое интересное. И без того гротескное действие становится подлинно фантасмагоричным. Реальность нашего героя смешивается с двумя другими "реальностями" — реальностью сна и реальностью фильма про бриллианты. Молодой "Шерлок" сходит в зал и влезает в экран. Пространство демонстрируемого фильма искажается хаотичными порывами дремлющего сознания героя. Примитивная мелодрама "Сердца и бриллианты" превращается в абсурд, комедию-буффонаду. Жизненные перипетии киномеханика переплетаются с перипетиями кинофильма, им демонстрируемого. Тем самым Китон показывает, что в кино все всегда "чуть-чуть" преувеличено. Вместо похищенных часов – похищенные бриллианты, вместо дешевого сельского костюма – элегантный фрак, вместо сыщика-любителя – сыщик-профессионал (впрочем, сохраняющий характер оригинала), вместо мелкого жулика – форменный бандит. Подобные коллизии впоследствии обыгрывались не раз. Джон Мактирнан в "Последнем киногерое" помещает юного кинозрителя в пространство боевика с Арнольдом Шварценеггером, а Вуди Аллен в "Пурпурной розе Каира" показывает обратную ситуацию: романтический герой кинофильма оказывается в реальном мире и с удивлением узнаёт, что в ресторане надо платить за ужин, а если тебя бьют по физиономии, то это довольно больно.
Концовка фильма изящна: Китон раскрывает зрителю значение монтажа и одновременно указывает на неоспоримую "ролевость" кинематографа. Девушка, в которую влюблен киномеханик, оказывается сообразительнее доморощенного Холмса. Она поступила просто: сходила к скупщику и попросила описать парня, который принес часы. Влюбленная парочка встречается в проекторской будке. Робкому стеснительному Шерлоку-младшему правильный порядок действий подсказывает хэппи-енд сентиментальной мелодрамы про любовь и бриллианты. Экранный герой берет руки героини в свои, –Шерлок делает то же самое. Экранный герой одевает героине на палец колечко, – Шерлок делает то же самое. Экранный герой нежно целует героиню в губы, – Шерлок быстро чмокает свою пассию. Замемнение, склейка, и вот уже экранный герой вместе с героиней сидят рядом и держат на руках двух младенцев, – Шерлок изумленно смотрит в камеру. The End.