Режиссер:
Леонид Луков. Сценарий: Павел Нилин, Оператор: Михаил Кириллов, Композитор: Никита Богословский.
В главных ролях: Вера Шершнева, Лидия Смирнова, Александра Попова-Гардер, Лидия Карташова, Борис Андреев, Петр Алейников, Марк Бернес, Лаврентий Масоха. В ролях: Степан Каюков, Иван Пельтцер, Алексей Краснопольский, Юрий Лавров, Сергей Блинников, Владимир Уральский.
Фильм был снят в 1946 году и сразу подвергся разгромной критике со стороны Сталина. Он лег на полку и пролежал там до 1958 года. Обвинения ЦК ВКП(б) сводились к следующему: название не соответствует тому, что показано на экране. Должны были показать действительно "большую жизнь" — восстановление всего Донбасса, а не одной шахты. Восстановление ведется при помощи исключительно ручного труда, безо всякой механизации: получается смешивание эпох, будто действие происходит после Гражданской войны. А это в корне неверно. Идеализируется грубая физическая сила. Да к тому же как это вообще может происходить восстановление, когда война еще не закончилась? Кроме того, личному в фильме придается больше внимания, чем общественному. А отношения между коллективом и государством трактуются неверно: "Да разве мыслимо восстановление Донбасса и какой-либо другой отрасли производства без организующей роли государства во всех предприятиях? Это есть безусловное извращение всех отношений между государством и коллективом, и воспитывает неправильное отношение" (с). И, наконец, почему герои фильма — пьяницы?
Самое смешное, что большинство этих обвинений, не касающихся войны, можно было предъявить и первой части, но первая часть не выглядела реалистичной, это был чистый и красивый миф, и потому фильм пользовался успехом – как народным, так и партийным: режисер и сценарист получили по Сталинской премии II степени. Вторую же серию актуализировала тема войны, ледяной холод ее следов, оставшийся в каждом сердце. Кинематографическая условность перестала быть условностью.
Фашисты и русские фашысты-полицейские эвакуируются из города. Шахта, где работали герои первой серии, заминирована. В фильме нет батальных сцен, поскольку Луков снимал фильм о жизни, а не войне. Штурм городка не показан.
Ваня Курский выпивает стопку водки и идет на задание: внедриться в город, раздобыть либо карту расположения мин на шахте, либо языка. В этом ему поможет Макар Ляготин, его друг-гармонист, в первой серии поддавшийся негативному влиянию дяди, раскулаченному в конце 20-х годов, и ставшего вредителем. Друзья своих не бросают в беде, тем более, если те способны к исправлению – мораль этой сюжетной линии. Интересная деталь: у Ляготина в первой серии была гармонь-двухрядка, во второй – уже трехрядка. Парторга Хадарова, который был главным героем первой серии, во второй серии уже нет, – актер Иван Новосельцев умер в 1943 году. Появляется парторг Морозов, смирный человек, полностью растворяющийся в рабочем классе. Главным героем здесь становится старший инженер Петухов (Марк Бернес), который принимает на себя ответственность по восстановлению шахты, – люди-шахтеры не хотят покидать городок, хотя советская власть пытается перевести их на другое место. Люди работают не покладая рук, чтобы добраться до погребенных под обломками штрека машин.
Все остальные герои на месте. Усынин, который работал на фашистов так же, как и на советскую власть – то есть никак, символизирует вечность бессмысленного бюрократического аппарата. Он приступает к невыполнению обязанностей и после прихода советской власти. Его терпят как нелюбимого родственника. Сценарист Павел Нилин и режиссер Леонид Луков, похоже, отлично понимали привлекательность многосерийности, которая заключается в разнообразии перипетий при неизменности персонажей, поэтому решились на подобную крамолу. Соня Осипова, которая в годы войны работала на фашистов уборщицей и сдавала хату немецкому офицеру, подверглась критике со стороны супруга, Харитона Балуна, на что тот получил резонное замечание: "А ты ей хлеба на два года оставил?".
Многосерийная мелодраматичность выражается и в потере Харитоном и Соней ребенка, — нет, он не умер, просто потерялся, чтобы найтись в финале. Наконец, появляются новые персонажи – целый эшелон молодых женщин, которых принимают в городке. А и то верно: надо же куда-то пристроить Ваню Курского, чтобы он за ум взялся ("До чего ж, дьявол, водку чует!"). Фильм такой же трогательный, эмоциональный, человечный, как и первая часть. В нем есть острая грусть, которой не было в первой серии, но нет никакого уныния. Жизнеутверждающая картина, которая, естественно, не могла понравиться властьпредержащим: оказывается, людям не нужна поддержка власти. Люди любят своих вождей и кормят их, но, по сути, вожди им нужны как собаке пятая нога. Финальная сцена: Петухов сделал Балуна заведующим шахты. Ветеран-шахтер Козодоев, показывая на портрет Сталина, говорит Балуну с ласковой ухмылочкой: "Ты смотри, Харитон, как на тебя генералиссимус смотрит". Ну, пусть смотрит…