Режиссер:
Джордж Михалка. Сценарий — Стефен А. Миллер, Джон Бейярд, оператор — Родни Гиббонс, композитор — Пол Заза.
В главных ролях: Пол Келман, Лори Хэллир, Нил Аффлек. В ролях: Кейт Найт, Альф Хамфриз, Синтия Дэйл, Роб Стейн, Томас Ковач, Терри Уотерленд и др.
Интересные факты о фильме:
- в 2001 году Михалка обращался в Парамаунт, чтобы договориться о сиквеле фильма, но из-за малых сборов оригинального фильма предложение было отклонено. Тем не менее, в 2009 другим режиссером был снят ремейк.
- фильм снимался в целом списке вполне реальных шахт. В результате приходилось использовать специальное освещение, чтобы избежать взрывов метана;
- Нил Аффлек говорил, что разгадку о том, кто же был убийцей, скрывали даже от актеров, чтобы добиться таинственной и напряженной атмосферы
- МРАА заставила очень сильно порезать фильм, убрав наиболее жесткие сцены. И даже тогда осталась недовольна.
- Тарантино называл "Кровавого Валентина" любимым слэшером всех времен. Впрочем, он часто говорит подобное про разные фильмы.
Двадцать лет назад в одном городке в шахте произошел обвал, потому что два контролера забили на свои обязанности и отправились на вечеринку в честь дня Святого Валентина. В результате рванул метан, завалило пять человек, и спустя шесть недель одного из них, Гарри Уордена, откопали. Он окончательно спятил, перекусывая мясом мертвых товарищей, и был помещен в психиатрическую клинику. Долго он там не задержался, надел противогаз, взял в руки кирку — и сначала убил охочих до развлечений контролеров, а затем и всех, кто попадался ему на пути. Все чертовы весельчаки должны отправиться в ад, делу время, потехе — час. После этой кровавой бани Уордена поймали, а вечеринки на всякий случай отменили. И вот, спустя двадцать лет шахтеры снова собираются отпраздновать день Святого Валентина с помощью выпивки, танцев и других развлечений. Веселиться они будут недолго — убийца уже оставляет валентинки со стихами и кровью.
Фильм начинается эротичной и в то же время остроумной сценой, во время которой два шахтера идут по темному коридору, затем, достигнув какой-то более уединенной точки, начинают сексуальную игру. Один из них снимает противогаз и оказывается женщиной. Женщина расстегивает костюм, оставаясь в белом нижнем белье, ласкает дыхательный шланг противогаза второго шахтера, предлагает себя каждым жестом. Шахтер-аноним при этом тяжело дышит, словно Дарт Вейдер, и мне сразу вспоминается "Киногид извращенца" Жижека и пассаж про тяжелое дыхание отца. Затем он накалывает женщину на острую часть воткнутой в стену кирки. Рабочая атмосфера и профессиональные аксессуары, равно как и противогазы с масками, очень широко востребованы в порно-индустрии. Эротические фильмы с шахтерами мне не встречались, однако после просмотра этого эпизода из "Кровавого Валентина", я думаю, что могло бы получиться недурно. Уж во всяком случае гораздо лучше, чем фильмы про разносчика пиццы или секретарш.
Шахтеры — очень удачная фигура для хоррора, потому что они — подземный народ, гномы, спускающиеся в Морию, они погружаются в адские подземелья и возвращаются обратно, дрефуя между поверхностью и глубиной, между затхлыми норами и небом, между царством Аида и надземьем. К тому же кирка — кинематографичное и мощное орудие убийства. Ей можно проламывать как породу, так и черепа с дверьми. У шахтера-убийцы нет лица, он безмолвен и страшен, его идентифицирует только тяжелое дыхание, раздающееся из-под противогаза. Поэтому он приобретает демонические черты, вызывает страх, делающий его жертв еще более беспомощными. Хотя этот хоррор необоримо старомоден, а поведение его великовозрастных героев, ведущих себя, словно школьники, мешает наслаждаться зрелищем, в его пользу действует место действия. Шахта показана подробно, с множеством заброшенных отрезков, вагонеток и залитых водой кишок. Сюжетная линия "Моего кровавого Валентина" дополнительно осложнена соперничеством двух мужчин за одну женщину. Ти Джей, владелец старой шахты, где произошла трагедия, вернулся из поездки. За время его отсутствия он не написал ни одного письма, и Сара нашла себе нового мужчину. Пока герои брызжут тестостероном, вечеринка меняет курс на убийство младенцев.
Сценаристу нельзя отказать в изобретательности — хороша сцена с висящими под потолком костюмами шахтеров, внезапно начинающими падать, пока маньяк накалывает девушку на кран с водой, превращая ее в извращенный вариант фонтана. Можно вспомнить и остроумную сцену с чучелом Уордена, которое подвешивает бармен, чтобы напугать наглых юнцов. Обрадованный своей шуткой он снова и снова открывает дверь, чтобы посмотреть, как вываливается чучела с киркой. Но, как говорится, если много раз повторяешь шутку, она становится несмешной...
Еще, то ли мне показалось, то ли это действительно так получилось, но тема шахты и тема секса в этом фильме очень тесно связаны, причем это усугубляется и визгом девчонок, которые просят показать им темные глубины, на самом деле желая секса в экстремальной обстановке, и самой вечеринкой, которая может иметь любое время и место, являясь только ширмой для возможности рабочих кратковременно развлечься, и простоватостью главных героев. Все наносное веселье подобных праздников, затеянных исключительно с целью надраться и затащить кого-нибудь в угол, очень очевидно. Но — вот ведь любопытно — такой эффект достигается не потому, что актеры играют плохо, а потому, что они изображают недалеких обитателей мелкого городишки даже слишком хорошо. Даже убийца поразительно глуповат — написанные им стихи без смеха читать нельзя. При этом у героев есть какие-то личностные штрихи, отдаленный намек на профессиональные качества, — например, оба соперничающих парня отлично играют на губных гармошках, но их дуэт не сложился из-за длинноволосой Сары.
Все, что не связано с местными жителями, их взаимоотношениями и приготовлениями, получилось удачно. Очертания шахты на закате. Силуэт убийцы. Пузыри из глубины и тонущий фонарь на шлеме. Лестницы и фонари. После "Валентина" мне стало ясно, чего добивались наши киноделы со своим "Путевым обходчиком", и их эпик-фэйл теперь виден еще более отчетливо. Фильм, впрочем, испорчен концовкой, которая сделана как задел для продолжения. Поверить, что еще недавно адекватный человек дико визжит и смеется, а потом отрезает себе руку, чтобы сбежать, как-то трудно. Нормальный олдскул-слэшер, ничуть не страшный, но зато со своими фишками.