Режиссер:
Рон Хоуард. Сценарий: Том Бенедек по сюжету Дэвида Саперштейна, Оператор: Дональд Питермен, Композиторы: Джеймс Хорнер, Майкл Сембелло.
В главных ролях: Дон Амичи, Уилфорд Бримли, Хьюм Кронин. В ролях: Брайан Деннехи, Джек Гилфорд, Стив Гуттенберг, Морин Стэплтон, Джессика Тэнди, Гвен Вердон.
Награды: 2 "Оскара" — лучший актер второго плана (Д.Амичи), лучшие спецэффекты. Академия НФ, фэнтези и хоррора, США — лучший режиссер. МКФ в Венеции — Young Venice Award. Young Artist Awards — Лучший драматический семейный фильм. .
Интересные факты о фильме:
Первоначально режиссёром фильма должен был стать Роберт Земекис, но примерно после года работы над проектом он был заменён на Рона Ховарда. Впоследствии режиссёр объяснил своё увольнение тем, что он показал руководству киностудии рабочую версию своего другого проекта "Роман с камнем" (1984), который произвел на них крайне негативное впечатление и, по мнению многих из них, был обречён на провал.
В эпизодических ролях в фильме появляются брат, отец и мать режиссёра Рона Ховарда.
На момент съёмок фильма Уилфорду Бримли (звезде фильма "Нечто") было всего лишь 50 лет. Чтобы он выглядел значительно старше своего возраста, его волосы были покрашены в серый цвет.
Хьюм Кронин и Джессика Тэнди, сыгравшие в фильме пожилых супругов Джозефа и Альму Финли, на самом деле были женаты на протяжении многих лет.
Уже после выхода фильма команда постановщиков спецэффектов в одном из интервью призналась, что дельфины, показанные в подводных сценах, были не живые, а специально сконструированные для этого роботы.
Хьюм Кронин — опытный боксер с регалиями ("Золотая перчатка"), однако слеп на один глаз. В одной из сцен, где он отвешивает тумака молодому нахалу, из-за плохого зрения он реально вырубил актера.
После романтической комедии "Всплеск" (с Томом Хэнксом и Дэрил Ханной) режиссер Рон Хоуард попал в обойму крупнокалиберного голливудского кино. А после того, как Роберт Земекис увлекся съемками "Романа с камнем", от Земекиса к Хоуарду ушел сценарий идеального семейного фильма. Настолько идеального, что его можно было показывать даже в Советском Союзе. Что и произошло в 1990 году, хотя могло произойти и раньше.
В действии фильма участвуют все возрастные категории – от мала до велика, однако в центре сюжета всех-таки оказываются старики, обитатели дома престарелых. Эти ухоженные старички, сразу вызывающие симпатию, живут в милом и аккуратном доме престарелых на окраине Санкт-Петербурга, на берегу моря. Рон Хоуард сразу отсекает идеи, взращенные его однофамильцем Робертом Хоуардом (фамилию которого транскрибируют как Говард) в эпосе про Конана. В холодном и жестоком мире Конана старикам места не было, "они должны умирать, чтобы давать жить молодым". Рон Хоуард, напротив, дает старикам жизнь. Много, очень много жизни.
Трое стариков-приятелей обнаруживают на заброшенном участке по соседству бассейн. Через какое-то время в бассейне появляются загадочные коконы, поросшие водорослями и ракушками. Коконы превращают бассейн в источник живой воды: раз искупавшись, старики чувствуют невероятный прилив сил, они буквально расцветают на глазах.
В финале самого знаменитого немецкого фильма последнего времени, "Жизнь других", главному герою посвящают книгу под названием "Соната о хорошем человеке". Фильм Рона Хоуарда – это "Соната о хороших людях и отличных инопланетянах".
Коконы здесь – криогенные камеры или что-то типа того, где с незапамятных времен дремлют инопланетяне. С планеты вечной жизни за ними прибывают соплеменники. На катере Стива Гуттенберга (еще одна возрастная категория, к тому же Гуттенберг стал известным молодым актером после "Полицейской академии", вышедшей в 1984 году) они рассекают океан и ищут коконы в развалинах Атлантиды, а бассейн, покуда не найдены все коконы, используют в качестве склада. Когда о волшебном бассейне начинают ходить слухи, тихие обитатели дома престарелых превращаются в страшную неумолимую толпу. Они вламываются в чужой сад, чужую собственность – а это для американцев является самым страшным преступлением, ныряют в бассейн и высасывают жизнь из спящих инопланетян, терпеливо ждавших пробуждения тысячи лет. Люди – вампиры! Но пришельцы прощают им даже этот ужасающий поступок. Более того, они делают широкий жест: предлагают старикам отправиться вместе с ними на их планету и зажить вечной жизнью.
"Кокон" однозначно занимает первое место в рейтинге фильмов про дружелюбных инопланетян.
Дружелюбность инопланетян, межпланетный секс между двумя молодыми героями – владельцем катера и инопланетянкой, финальное отпевание "отошедших в мир иной" стариков и радость внука, присутствующего на похоронах, – довольно смелое высказывание Холливуда против церкви. Стариков, цепляющихся за жизнь, самым серьезным образом искушают бесы, обещая им манну небесную, бодрость духов и, главное, вечную жизнь.
Однако ж, когда в августе 90-го года я смотрел фильм в кинотеатре "Зенит", который теперь снесли и вколотили в его прах крест и осиновый кол (я там же смотрел и "Дракулу" Копполы), то никакие мрачные мысли меня не одолевали. Фильм показался очень трогательным и зрелищным, а с инопланетянами, сияющими радостным светом и порхающими как эльфы, хотелось подружиться. Осталась только легкая грусть, что не всем старикам удалось сесть на звездолет и отправиться к приветливым звездам. Старикам, кстати, в финале пришлось испытать погоню, подобную той, какую испытали бомжи из рязановских "Небес обетованных" (этот фильм я тоже смотрел в "Зените", только годом позже). Когда катер Гуттенберга оторвался от береговой охраны и взмыл в небо, зал с облегчением вздохнул. Как много на земле и в море мракобесия, даже умереть спокойно не дадут.
"Да пребудет с вами сила!" — так иронически Стив Гуттенберг напутствует отбывающих в космос.