Владимир Гордеев:
Главное — манёвры, а кроме того, обратите внимание на постер — оттуда пошли смайлы
Абсолютно культовый фильм, снятый по повести Харланна Эллисона. Одна из причин культовости вот в чем. В разгар холодной войны, вопреки страхам, которые насаждались СМИ, массовой культурой в лице серьезных фильмов Сидни Люмета и др., а также мрачных фантрассказов Филиппа Дика и др., Л.К.Джонс жизнерадостно декларирует: "Хуйня война, главное – маневры". Даже после четвертой мировой войны жизнь продолжится, более того, будет бурлить. Например, появятся прикольнейшие говорящие собаки!
…И весь мир вздохнул с облегчением. Потому что противно и неприятно жить в страхе перед ядерной угрозой.
Фильм снял актер Л.К.Джонс, причем актер достаточно немолодой. У него имелся режиссерский опыт – малобюджетная криминальная драма "Спальня дьявола". Но, видимо, навсегда останется загадкой, что за странная судьба затащила его в режиссерское кресло гротескного фильма по Эллисону.
По нынешним меркам фильм весьма медлителен и однообразен, но общий тон, вся эта дурашливость, как говорится, доставляют. Кстати, его второе название — "Психованный чувак и его пес-убийца". Фильм сделан на стыке жанров: это комедийный вестерн и бадди-фильм. Одетый как куперовский Следопыт, 18-летний сексуально неудовлетворенный парень по имени Альберт/Вик бродит по американским пустошам в поисках жратвы и телок. Его сопровождает друг – пес-мутант-телепат Блад. Целевая аудитория фильма – "неформальная" молодежь. Юный герой фильма – практически самодостаточный одиночка, асоциальный тип. Впрочем, "общество", которое его окружает – тоже разрознено. Это общество панков, поэтому Вик чувствует себя в нем комфортно. Вот и вторая (главная) причина культовости фильма: он был контркультурным, и его контркультурность оказалась актуальной. По сути, пожилой актер Л.К.Джонс сделал первый панковский фильм, причем его фильм — футуристический (будущее принадлежит панкам). Джонс задал новые стандарты жанра антиутопии. В дальнейшем, панки наводнят фильмы-антиутопии, хотя отношение к панкам будет различным, в основном, негативным, как, например, в фильме "Безумный Макс".
Симпатия зрителей – на стороне главгера, потому что на стороне главгера очаровательный песик. При этом песик является значительно умнее Вика, чей IQ составляет 103 балла. Предполагается, что подобная ирония вызывает удовольствие у более респектабельной публики.
Где-то в середине фильм превращается в социальный фарс в духе "Заводного апельсина" Кубрика.
Влюбившись в одну девицу и даже не подумав, почему она такая ухоженная и почему уцелела, живя в одиночестве в руинах школы, он отправляется за ней в таинственное подземелье, где, по ее словам, живут нормальные люди и процветают. Фильм, отдающий трэшем, в полной мере превращается в трэш, театр-буфф. Здесь я не буду рассказывать подробности, с удовольствием сохраню "интригу". Но скажу вот что (и это отчасти интригу разрушит): зрители 70-х принимали трэш Джонса за остроумную сатиру, дающую хорошего тумака бездумному, покорному "цивилизованному" обществу.
P.S. Вообще, самое адекватное в фильме – актер-собака. Она тут типа радиоактивного дождя, – хоть как-то прибивает пыль и вздор к земле.
Дмитрий Савочкин:
- Надеюсь, в следующий раз, когды ты будешь дрочить, ты ослепненшь.
Весьма унылый пост-апокалиптический фарс с бестолковым, но местами забавным развитием сюжета и ошеломляющей концовкой.
Фильм об ужасах неравногендерного будущего. По какой-то непонятной причине, после ядерной войны на поверхности планеты осталось гораздо больше мужчин, чем женщин (а может это мужчины потом перебили женщин, а может женщины просто все спрятались — неизвестно). Всё это приводит к чюдовищной ситуации, когда самцы тратят свои жизни на поиски самок, пригодных к копуляции, и, если найдут, совершают копуляцию. Такая, в общем, в 2024 году настанет жизнь. Но тут вдруг выясняется, что под землёй есть некий скрытый мир, построенный, судя по всему, ещё до войны, где правит постаревший Кеннеди, искусственные деревья посажены на искусственные газоны, молодых анархистов безжалостно пиздят гигантские человекообразные роботы, и самок — хоть заебись, напротив, трудности со здоровыми самцами, которые могли бы оплодотворить их нормальной спермой.
Я не читал романа Элиссона, но фильм — откровенная шняга. По крайней мере в трёх местах из кадра буквально свешивается "А вот тут закончилось бабло, и мы отрезали концовку эпизода". Логики в фильме никакой не угадывается, философии (несмотря на неординарный конец картины, из которого можно, при желании, навыдёргивать нитей) тоже, в общем, никакой нет. Просто приключения парня в дурацком мире. Дурацкие приключения.
Тем не менее, фильм будит интерес к первоисточнику: диалоги парня с собакой, и намёки на альтернативную историю довольно нетривиальны. Ну и ебло молодого-молодого Дона Джонсона. Господи, Нэш Бриджес, это ты?!
P.S.: а вы ведь тоже подумали, что парень оставит собаку?..
Ударную концовку в фильме слили. Даже тех, кто смотрел фильм не как научную фантастику, а как сказку, машинально приняв "разумную собачку" за условность фэнтезийного мира, все равно вряд ли поразила "дилемма" героя, ведь чувиха исключительно подлая, тупая и ненужная, а пес исключительно предан, умен и необходим. Ну какая тут может дилемма, какой шок у зрителя от того, что [спойлер]? Никакой проблемы выбора и близко не стояло, ни с рациональной точки зрения, ни с нравственной.
С другой стороны, фильм снят так легковесно, что действительно располагает к бездумному просмотру, так что можно ни разу не усомниться в психической состоятельности героя, не понять, что пес – это просто пес и вся эта "телепатия" просто глюки пацана — ровесника ядерного апокалипсиса. Например, лишний раз уверяешься в том, что собаки-интеллектуалы в изображаемом мире бывают, когда подземные жители на полном серьезе допрашивают какого-то местного пса, по их мнению, имевшего телепатический контакт с героем. Оно, конечно, подземные жители психи почище наземных, и факт допроса щенка можно объяснить паранойей. И хотя никакого диалога с щенком у допрашиваемых, естественно, не получилось, все равно в фильме все подано настолько однозначно, что в "собачек говорящих" верится, и если бы не смутные воспоминания о литисточнике, то никаких сомнений в умственном здоровье парня и его телепатической связи с псом у меня не возникло бы.
А вообще, в смысле "движущиеся картинки" фильм снят здорово. Особенно понравилась гротескная симуляция благополучного общества пятидесятых в мире подземных морлоков.