Режиссер:
Грегг Араки. Сценарий — Грегг Араки по роману Скотта Хайма, композитор — Харольд Бадд, Робин Гатри, оператор — Стив Гэйнер.
В главных ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брэйди Корбет, Мишель Трахтенберг, Билл Сэйдж. В ролях: Элизабет Шу, Лиза Лонг, Ричард Нихль и др.
Награды: 2005 — лучший режиссер (международный кинофестиваль в Сиэттле, международный кинофестиваль в Роттердаме), лучший актер — Гордон-Левитт (международный кинофестиваль в Сиэттле) 2004 — награда жюри Греггу Араки (Bergen International Film Festival).
Интересные факты о фильме:
- чтобы приготовиться к роли, Джозеф Гордон-Левитт около недели потратил на то, чтобы помотаться по городишкам Канзаса под предводительством писателя Скотта Хайма, который показывал ему места и людей, чьи характеры легли в основу книги. Подробнее об этом можно узнать из издевательского ролика-видеоклипа самого Гордон-Левитта — http://hitrecord.org/sugartown.html Версия для печати
Фильм, обладающий неуловимой атмосферой "Донни Дарко" и собственной магией, очень естественный и оригинальный. У одного из героев, Брайана, потеря памяти, он никак не может вспомнить, что произошло в его детстве, и постепенно приходит к выводу, что его похищали для своих исследований инопланетяне. Другой герой, Нил — дерзкий, раскованный и очень красивый. В свободное время он по собственному желанию подрабатывает проституткой, соблазняя старых развратников, и сходит с ума от скуки в провинциальном городишке. Любовью он считает то, что с ним в детстве проделывал его тренер, и за любовью же отправляется в Нью-Йорк. Ну а Брайан идет на поиски Нила, знакомясь с неординарными людьми, потому что тот присутствует в его обрывочных воспоминаниях. В итоге получаем гибрид из жизней увлеченного УФО ботана в клетчатой рубашке и юного принца, смесь легкости "Human Traffic" и той загадочности, которая присуща "My Own Private Idaho". На удивление обаятельное кино.
Никакой истерии, трагизма или педалирования темы детского насилия тут нет. Грегг Араки умудрился снять фильм так, словно даже и не догадывался о подозрительности, скандальности темы. "Загадочная кожа" — это прежде всего история подросткового мира со своими тайнами. К желающему повторить волшебное чувство Нилу, с вызовом прыгающему в койку к очередному старому гомосеку, приходится относиться несерьезно, иначе можно легко разбить сердце вдребезги. Прошлое гложет его, делая не способным к настоящей взаимосвязи между людьми, а потому он опасен — опасен своим вызывающим равнодушием, которому трудно противостоять. Его вызов и нежелание хоть как-то защитить себя, продумать путь для отступления — обратная сторона внутренней боли. Джозеф Гордон-Левитт выглядит потрясающе — он словно принц в изгнании, которому еще предстоит узнать о том, что Нью-Йорк бывает довольно жестоким. Безрассудство возводит его в ранг молодого бога, ничем не обеспокоенного и находящего на стадии постоянных поисков. Пожалуй, первая аналогия, которая приходит на ум, — это идеальное, но словно бы далекое лицо беспощадного героя Киану Ривза из "Моего личного штата Айдахо", хотя Нил далеко не так бессердечен. Параллель поддерживает и неуловимая восточность в чертах обоих актеров.
Но в чем-то даже более интересным выглядит Брайан, увлеченный идеей об инопланетянах, которая придает фильму дыхание загадки, романтизм, юношескую мечту. Рохля бродит везде, пытаясь обнаружить разгадку, верит в телевизионные шоу и знакомится с хромой женщиной, "пережившей похищение". Игра Корбета на редкость убедительна. Он снова и снова сталкивается со стеной, отделяющей его от воспоминаний, и произошедшее в прошлом изменяет его настоящее. Молодые, дерзкие, красивые ребята, на которых приятно смотреть, ищут будущее, каким бы оно ни оказалось. И нельзя сказать, что это фильм исключительно о том-то и том-то, как этого нельзя сказать о любом хорошем кино, — слишком уж тонкие субстанции здесь затронуты. "Загадочная кожа" — она обо всем объеме мыслей аутсайдера, о проблемах, самоидентификации и гранях дружбы.
Развязка детективной истории очень гармонична: c одной стороны, мы видим возвращение к основам у Нила, облеченного высокомерием, с другой — появление личности Брайана из скорлупы. Они совершенно не похожи, но их встреча дает раскованному красавчику возможность признаться в том, что он несчастлив и нуждается в друзьях, а Брайан избавляется от мучившей его пелены неведомого. "Загадочная кожа" снята с юмором и увлеченностью, в картине плывешь, словно в странном сне. Как говорил Араки, он хотел снять теплый фильм на отвратную тему, — и удержался в седле брыкающегося быка, покорив его. Конечно, Брайану не позавидуешь, но искренность, с которой он обнаруживает более широкий, чем его мир, интригует. Режиссер умудрился даже здесь не сфальшивить, потому что концовка выполнена очень бережно, без морали, без коды как таковой. Просто наступил миг, который нужно пережить, а за ним для Брайана и Нила уже открывается другая глава жизни.
Результат насилия по Араки — это некая скрытая кожа, никогда не покидающая жертву и никому кроме нее самой не видная, а потому избавиться от нее можно только самостоятельно переосмыслив происшедшее. В общем, еще одно редкое кино о подростках, лишенное дурашливости и не страдающее отсутствием интеллекта. Замечательное зрелище.