Режиссер:
Жаннот Шварц. Сценарий: Ричард Мэтисон (по своему роману "Время возврата бюллетеней"), Оператор: Исидор Манкофски, Композитор: Джон Барри, Продюсер: Стивен Дойч.
В главных ролях: Кристофер Рив, Джейн Сеймур. В ролях: Уильям Х. Мэйси, Кристофер Пламмер, Тереза Райт, Билл Эрвин, Джордж Восковек.
Награды: Академия НФ, Фэнтези и фильмов ужасов — Лучший фильм в жанре фэнтези, лучшая музыка, лучшие костюмы (Жан-Пьер Дорлеак). МКФ в Авориазе — Приз критиков. Fantafestival — Лучший фильм, лучший актер (К.Рив)..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимали на острове Макинак, штат Мичиган. На острове было запрещено автомобильное движение. Но поскольку в сюжете фигурируют автомобили, то несколько штук туда все же завезли. Однако съемочная группа использовала их только в рабочих целях.
Во время съемок в местном кинотеатре шел показ хита с Кристофером Ривом в главной роли "Супермен". Многие актеры присоединились к местным жителям. Когда в самом начале фильма неожиданно вырубился звук, Кристофер Рив встал со своего места и начал комментировать сюжет.
Во время кастинга всех актрис, претендовавших на роль Элизы, спрашивали, были ли они когда-либо влюблены. Джейн Сеймур была единственной, ответившей "нет".
Вежливый и щепетильный Жаннот Шварц испытывал проблемы на съемочной площадки в связи с тем, что у Рива и Пламмера одинаковые имена — Кристофер. Когда Шварц обращался к одному из них, сразу оборачивался второй. Удрученный Шварц решил посоветоваться с продюсером (странно, что не с актерами) и оба пришли к выводу, что Пламмера надо называть "Мистер Пламмер", а Рива — "Бигфут" (Йети).
Действие фильма начинается в 1972 году. После студенческого спектакля по пьесе начинающего драматурга Ричарда Колльера (Кристофер Рив) к автору подходит аккуратная бабуля и дарит ему старые золотые часы. При этом она произносит загадочную фразу: "Вернись ко мне". Семь лет спустя известный драматург Колльер закрывает квартиру на ключ и едет отдыхать, ведомый каким-то инстинктом, в уединенный, но шикарный отель где-то в пригороде. Престарелый портье по имени Артур, обретающийся в отеле с начала ХХ века, говорит, что, кажется, уже видел здесь Колльера… Странно, ведь Ричард здесь никогда не бывал. Слоняясь по отелю, Ричард натыкается на портрет молодой женщины и совершенно неожиданно для себя по уши влюбляется в нее. Портрет написан в 1910 году, на нем изображена артистка театра и кино Элиза МакКенна. Одержимый наваждением, Ричард начинает собирать о ней информацию, роется в журнальных архивах местной библиотеки, потом едет к пожилой писательнице и, видимо, подруге МакКенны, которая написала о ней биографическую книгу. Выясняется, что золотые часы в 1972 году ему подарила именно МакКенна… Более того, он подымает архив отеля и обнаруживает в книге учета постояльцев за 1910 год свою подпись!
Бывший преподаватель Колльера написал книгу, в которой описывалось путешествие во времени. Как-то раз, находясь в старом доме, где буквально все дышало стариной, при помощи самогипноза и древнего антуража, профессор на мгновение переместился в 16 век. Ричард пытается совершить точно такое же путешествие в прошлое. Он покупает костюм а-ля 1900, антикварные доллары, запирается в номере отеля… Поначалу у него ничего не получается, он уже совершенно измучен, но, наконец… стены становятся зыбкими, обои тают, вместо них проступают обои другого цвета, и картины в рамах. Ричард оказывается в 1910 году.
Фильм сделан в жанре романтической мелодрамы. В фильме хорошо чувствуется печаль и, как говорится, "светлая грусть". В фильме заняты красивые актеры, отлично воссоздается эпоха. Но что меня изумляет до глубины души, так это поразительное сходство сюжета Мэтисона с сюжетом романа Джека Финнея "Меж двух времен" (опубликован в 1970 году, за три года до романа Мэтисона). Оба сюжета описывают путешествия во времени за счет внутренних резервов человека, без вмешательства технических приспособлений (машины времени). У Финнея эксперимент поставлен с большим размахом: выстраиваются целые павильоны, создается"маленький Нью-Йорк" начала ХХ века. В обоих сюжетах описывается роман человека из будущего с женщиной из прошлого. Впрочем, у Мэтисона сюжет более драматичен. Присутствует эффектная развязка: Колльер находит в кармане пиджака затерявшийся доллар, отчеканенный в 70-х, — и тут же магия перестает работать. Он возвращается в будущее, и у него больше нет сил, чтобы вернуться обратно. Ресурс исчерпан. Впрочем, это не имеет значения – Ричард воссоединится с Элизой там, где нет времени. Совершенно обнадеживающий хэппи-енд.
Также на эту тему – путешествия во времени без машины времени – можно посмотреть шедевр Криса Маркера "Взлетная полоса".