Трагикомический фильм о сельском дурачке, белорусском увальне (имеющим немало сходства с Алешей из "Пыли"), которого родственница отряжает на заработки в Москву. Эта дамочка настолько хочет избавиться от прожорливого баклана, что даже свинью соседу отдаёт, – лишь бы тот довез Евгения до Москвы. Режиссер с самого начала проводит параллель между Евгением и хряком: они оба, и человек, и животное любят поспать (и поесть). Совершенно неприспособленный к жизни в мегаполисе, Евгений быстро лишается денег, мобильника и ботинок. На дворе осень. Он загнулся бы от холода, если бы не местный сумасшедший – бывший инженер, который дает Евгению кров и обед.
Евгений охотно проникается безумными идеями Инженера. Они ходят по двору и делают добро. Например, сперва они спасают жену местного участкового: по мнению Инженера, участковый травит женщину, а яд откладывается у нее в волосах. Чтобы спасти ее, Инженер и Евгений состригают ей волосы.
Их главный враг – вот этот вот участковый, который несет всем жителям дома зло. Он, кстати, мой однофамилец – Гордеев. И, кстати, он абсолютно безумен. То есть, это фильм о конфликте двух сумасшедших. Только один из сумасшедших пока не знает, что у него конфликт с другим сумасшедшим, и что он занимает сторону зла. Но подозревает. На это недвусмысленно намекают его видения: участковому постоянно кажется, что его выгонят с работы за нерадивость. Когда он читает какую-либо книгу или журнал, то видит там одно и то же – карикатуры на тему того, как ОСБ увольняет "плохого лейтенанта". Кроме того, Гордееву мерещятся осуждающие голоса сотрудников, а иногда и сами сотрудники собственной персоной, хотя на самом деле их поблизости нет. В общем, галлюцинации Гордеева подсказывают ему, что он находится на стороне зла, хотя сам он этого не осознаёт. Он считает себя нормальным милиционером.
Очень выразительные получились безумцы у актеров Игоря Черневича и Сергея Дрейдена. Мораль в фильме вырисовывается такая: человек способен делать добро или зло, только когда он безумен. Дочь инженера пытается кормить отца таблетками. Когда он принимает таблетки, его донкихотство закачивается: он становится безынициативным, агрессивным, угрюмым, несчастным, озлобленным. То есть, нормальным. Нормальным московским человеком.
Хороший фильм. После невыносимо унылого "Коктебеля", снятого в тандеме с Алексеем Попогребским, Хлебников начал работать один, и фильмы его стали гораздо менее тормозными. Хотя сценарий "Сумасшедшей помощи" (авторы — Борис Хлебников и Александр Родионов) кажется мне гораздо интереснее постановки, невзирая даже на топорную развязку.