Награды: "Оскар" — лучшие костюмы. МКФ в Каннах — спецприз от французской национальной образовательной системы. .
Интересные факты о фильме:
— София Коппола начала писать сценарий фильма еще до "Трудностей перевода" (2003), однако черновым версиям не хватало исторической достоверности и продуманных персонажей. Поэтому София стала разрабатывать другой сценарий, которой должен был отвлечь её от "Марии-Антуанетты". Параллельный проект — камерная японская история — впоследствии воплотился в "Трудности перевода" (2003).
Роль Луи XV была предложена Алену Делону, но он довольно резко отказался, заметив, что нечего американцам хвататься за французскую историю.
- Создатели фильма получили официальное разрешение французского правительства на съёмки в Версале.
- София Коппола специально не читала известную биографию Марии-Антуанетты, написанную Стефаном Цвейгом. Вдохновение для сценария София черпала из другой известной биографии, написанной Антонией Фрэйзер.
- Маноло Бланик создал сотни эксклюзивных моделей обуви для съёмок фильма.Версия для печати
Клан Коппола прочно внедрился в голливудское кино: Фрэнсис Форд — заслуженный патриарх, Николас Кейдж появляется то тут, то там, а помимо этих граждан есть и выводок звезд поменьше. Софии прочили карьеру актрисы, но не сложилось, ее роль в "Крестном отце 3" провалилась, и девушка стала режиссером, отражающим тонкий девичий мир. Правда, раз от раза это получается у нее все хуже, словно искренность "Девственниц-самоубийц" в дальнейшем намазывается на другой бутерброд. "Марию-Антуанетту" ни в коем случае нельзя воспринимать в качестве исторической или биографической картины, — это тусовка, которую для шика перенесли в Версаль. Десятки туфель, дизайнерская мебель, море пирожных и платьев, музыка, совершенно для серьезной ленты, претендующей на историчность, не подходящая. За последнее, как и за общую фривольность, ленту разругали в пух и прах, в Каннах фильм вообще освистали.
В общем-то, сделали они это правильно. Но не за то, что "Мария-Антуанетта" не исторична, а потому, что нельзя свой личный кайф от одежды, пирожных и легкой жизни в течение эн минут навязывать зрителям. Воспринимать "М-А" как биопик я отказываюсь, поэтому оценивать буду вне этой категории. София Коппола пригласила сняться в роли Людовика своего кузена Шварцмана потому, что ей показалось забавным поручить изображать нерешительного короля, не способного схватить жену за грудь, того, кто вечно изображает лузеров в более современных картинах. Думаю, что точно так же ей показалось забавным и снимать во Франции, со всеми этими париками и платьями, а реальная личность Марии-Антуанетты не особенно ее интересовала. Так вот в итоге получилось очень визуально богатое, слоистое, с кринолинами и спиралями крема полотно, но настолько карикатурно детское, что это даже странно. Причем слово "детское" здесь употребляется с отрицательным оттенком. Девчачий фильм, в котором не способная склонить мужа к сексу дофина в то время, как двор злословит по поводу отсутствия наследников, развлекается нехитрыми способами — пьет шампанское, заказывает у портных платья, лопает сладости и танцует, разговаривая с подружками. Прямо рай для кисыкуку. Вот такая бесхитростная жизнь во дворце, омраченная разве что нелепой холодностью мужа-ребенка.
Коппола хотела показать, что несмотря на титул, мы имеем дело с детьми. Четырнадцать лет — и уже замужество, шутка ли. А потому и развлечения, и мысли, и реакции участников соответствующие. На мой взгляд, это удачный ход. Но Мария-Антуанетта по Копполе — это никогда не вырастающий ребенок. Это неумный ребенок без тяги к знаниям и фантазии. Ее реакции не меняются, она остается такой же глуповатой очаровательной лисичкой, как и вначале, у нее не добавляется опыта, а это уже из области мифологии. Кирстен Данст не умнеет и не стареет, она кукла в кружевах, очень симпатичная и улыбчивая. В общем, все перечисленное добавляет картине оригинальности и своеобразного шарма в течение первого получаса, ведь вокруг еще и интерьеры, размах, красота. Но потом междусобойчик затянулся и зритель начинает посматривать на часы, ожидая, что же произойдет. А не происходит совершенно ничего. Все продолжается так, как началось, все идет своим чередом, откуда-то достают вереницы туфель, девушки в париках по-американски смеются и едят пирожные, безликий красавчик улыбается Марии-Антуанетте, а в конце откуда-то приезжает карета. Такие вот События.
Общая незрелость и бездейность, которой иногда отказывает изначально безупречный вкус, скрашивается очень колоритными актерскими работами. Азия Ардженто, как всегда, изображает шлюху, а вот Джуди Дэвис очень ярко выступает в качестве невротичной особы голубых кровей. Шварцман ужасающ. Это страшилище способно испортить любое кино, — безвкусный, бледный, бестолковый. Каждое его появление на экране заставляет искать рвотный пакет. Коппола изо всех сил подтрунивает над дворцовым этикетом, заставляя все новых и новых приходящих пользоваться правом одевать дофину, пока та мерзнет, дожидаясь конца этой церемонии, и Дэвис тут просто блистает. В сущности, Кирстен Данст тоже не в чем упрекнуть. "Мария-Антуанетта" — это подиум, на котором она дефилирует, это движущийся портрет, с которого она соблазняет. Но лично я не способна смотреть на нее в течение двух часов, ведь больше ничего не предлагается. Отчетливый успех дизайнера — и полный провал режиссера.