Режиссер:
Чарльз Брайант. Сценарий — Алла, Назимова, Наташа Рамбова по пьесе Оскара Уайльда "Саломея", оператор — Чарльз ван Энгер, композитор — Ричард О'Мира, Карлос Гарза.
В главных ролях: Митчел Льюис, Алла Назимова. В ролях: Роуз Дион, Эрл Шенк, Артур Жасмин, Фредерик Питерс и др.
Интересные факты о фильме:
- слухи говорят, что фильм был снят с актерами-геями в честь Уайльда. Режиссер был мужем Назимовой, которой приписывали лесбийские связи с множеством женщин;
- кроме того, что Назимова исполняла главную роль, она же и финансировала фильм. Его провал оставил ее банкротом.Версия для печати
Крайне любопытный и необычный немой фильм, явно навеянный восхитительными иллюстрациями Бердслея к "Саломее". Рецензия двадцатых гласила: "Саломея" Назимовой втрое более эротическая, в чем-то более декадентская и в несколько раз более экзотическая, чем "Саломея" Оскара Уайльда. Надеемся, мадам Назимова не растеряет свою храбрость, когда окажется, что не все готовы принять такую экранизацию с распростертыми объятьями". Несмотря на свой возраст (ей было около сорока), Назимова играет роль пластичной и своенравной девочки, которая убегает от расплывшегося клоуна-Ирода, ведьмы-Иродиады, двора, состоящего из гномов и пьяных фарисеев, влюбленных друг в друга и в нее охранников с накладными сосками, чтобы услышать идущий из колодца вопль Иоанна Крестителя. То, что Назимова творит с персонажем, даже сложно назвать игрой — это пантомима. Экзотики добавляют и декорации арт-директора Наташи Рамбовой (позднее — жены Рудольфа Валентино), и костюмы, обанкротившие Назимову, и гомоэротичность окружающих персонажей, и эротическое напряжение между Саломеей и Крестителем, которое весьма необычно демонстрируется актерами.
"Саломею" Уайльда долго не ставили в связи с богохульностью — в его версии легенды Саломея влюбляется в Крестителя, но тот называет ее блудницей и прогоняет. "Дай поцеловать твои уста", — настойчиво повторяет Саломея, но получает лишь отказ и призыв искать Сына Человеческого. Тогда она исполняет танец семи вуалей перед Иродом, за что похотливый царь готов отдать ей все на свете, и просит голову пророка. "Я поцеловала твои уста", — говорит она, прикасаясь к отрубленной голове. Текст Уайльда очень поэтичен и красив. "Самое ужасное — это его глаза. Они похожи на черные дыры, прожженные в тирском ковре факелами. Они похожи на черные пещеры, где обитают драконы. Они похожи на черные пещеры в Египте, в которых драконы устраивают свои логова. Они подобны черным озерам, взволнованным неведомыми лунами... Как ты думаешь, он будет еще говорить?" Пророку чужды услады плоти, поэтому он отвечает на сравнения Саломеи гневным отказом. Назимова сделала фильм еще более скандальным, показав стремление Крестителя к дочери Ирода, которое тот все же поборол. Вряд ли человек, который относится к Библии серьезно, способен смотреть такой непристойный авангардный фарс.
Саломея Назимовой — это, в общем, трагический герой. Она сочетает в себе детское любопытство — и женскую жестокость, детскую игривость — и женское упрямство. Довольно сильное впечатление производит упорное требование Саломеи: "Дай мне поцеловать твои уста". К ее ногам комично падает заколовшийся гомосексуалист, но она даже не замечает его, продолжая сверлить взглядом пророка. "Дай мне поцеловать твои уста" становится рефреном наподобие ответа Тора Локи, который постоянно повторяет "Принудит к молчанью тебя молот Мьелльнир" в ответ на разнообразные реплики трикстера. Но здесь рефрен носит совершенно другой характер — это приговор, который еще не вынесла, но уже собирается вынести взбалмошная Саломея. Она дурачится и строит рожи.
Воспринимать фильм всерьез, конечно, невозможно. Его вычурность, неестественность созданного мира, гротескная актерская игра, дикие прически мешают это сделать. Однако некоторые моменты не лишены поэзии оригинальной пьесы. Кроме того худая, изящная Назимова даже при всей очевидности ее возраста в крупных планах очень удачно изображает ребячество, какое-то хрупкое подкрадывание, капризы. Пиком этого наивного дурачества становится танец, в котором Назимова в мини-юбке скачет и разбрасывает предметы. Ее стройные ноги мелькают, белый парик топорщится, рот кривится, все это накидывается на тебя, чтобы вдруг превратиться в печальные и ласковые изгибы под покрывалом. Весьма забавное зрелище.
По разной противоречивой информации режиссером была сама Алла Назимова, хотя и поставила в титрах имя своего мужа. Игравший Ирода актер больше известен под именем Самсон де Бриер, и его дом (вместе с ним самим) можно увидеть в фильме Кеннета Энгера "Торжественное открытие храма удовольствий".