Режиссер:
Эдвин С. Портер. Сценарий: Эдвин С. Портер по повести Скотта Марбла, Операторы: Блэр Смит и Эдвин С. Портер.
В главных ролях: Джастес Д. Барнс, Джилберт М. Андерсон. В ролях: Джордж Барнс, Уолтер Кэмерон, Джон Манус Доэрти старший, Дональд Галлахер, Фрэнк Хэнэвэй, Адам Чарльз Хэйман, Морган Джонс и др..
Награды:
1990 — внесен в Национальный Фильмовый Регистр США.
Интересные факты о фильме:
Основана на реальных событиях — уже после написания повести банда Бутча Кэссиди таким образом ограбила поезд "Юнион Пасифик" в Вайоминге (29 августа 1900 года). Фильм, однако, снимался в Нью-Джерси, месте нахождения Edison Studios.
Этот фильм 1903-го года внесен в Национальный Фильмовый Регистр США как ценный для истории кино документ. В нем использовалось относительно большое количество сцен (14), смена планов, комбинированные съемки, натурные съемки, двойная экспозиция и параллельный монтаж. Все было применено не впервые, но суммарно фильм был одним из самых прогрессивных для того времени. Это, в общем, уже кино в современном понимании.
Фильм с большим успехом шел в кинотеатрах, вызвал большой поток римейков и пародий, породил вестерн как жанр, породил некоторые клише вестерна (вынужденный танец под пулями) и вообще жанрового кино (титры большинства фильмов про Джеймса Бонда вдохновлены гениальным последним кадром этого фильма). Влияние его на дальнейшее развитие кинематографа было огромно, и отборщики Национального Фильмового Регистра были правы.
С современной точки зрения фильм несколько наивен: наррация (почти) сугубо линейна, а каждая сцена снимается единственным планом. Тем не менее есть несколько вещей, которые делают фильм достойным просмотра (пускай мимолетного) и сейчас.
Во-первых, это сцена с танцем, замечательная своей абсурдностью и сама по себе, но в условиях линейного сюжета придающая фильму дополнительную глубину. Эта сцена обеспечивает действие "за кадром". То есть мы видим, как полицейские пляшут с женщинами и всячески развлекаются (своими выстрелами заставляя приезжего хлыща танцевать), но и знаем, что в это же время телеграфист бежит к ним в салун. Технически показано одно действие, но в сознании зрителя действия два. В большинстве предыдущих фильмов второе действие даже не предполагалось, это я и называю глубиной фильма. Кроме того, достигается и психологическая глубина из-за несовпадения веселого настроения танцующих и страданий связанного телеграфиста.
Во-вторых, тоже абсурдна и довольно смешна на современный взгляд сцена ограбления пассажиров поезда. Пассажиры все выходят и выходят из поезда, все новые и новые пассажиры, все выходят и выходят, пока их там не скапливается как-то слишком много, удивительно даже, как столько пассажиров могло там поместиться. Эта вот постепенность выхода пассажиров и их нескончаемость вызывает трудноописуемое, но очень приятное физиологическое ощущение. Такое же приятное и неприятное одновременно ощущение испытываешь и в сцене, где бандит очень долго не может запрыгнуть на лошадь. "Ну когда же он уедет?" — думаешь ты.
В-третьих, мрачные пейзажи североамериканских лесов, вызывающая в памяти рассказы Бирса. Это мелочь, но в ней чувствуется неухоженная аутентичность зловещего леса. В относительно современном кинематографе все леса какие-то неправильные, правильный лес приходит на ум, пожалуй, только в недавно рассмотренной экранизации того же Бирса. Думаю, ощущение аутентичности появляется не от самих лесов, а от черно-белой пленки. Но с уверенностью сказать не могу.
В-четвертых, гениальный последний кадр. Со времен "Казни Марии Стюарт" американский зритель привык к тому, что на экране расчленяется или мучается человеческое тело. И сброшенным с поезда dummy его уже не удивишь. Они уже все повидали. И тут бабах! Приходит последний кадр — и дамы визжат, а джентльмены убегают из театра, сохраняя при этом, конечно, собственное мужское достоинство. Шокид!
Сейчас, конечно, это не так шокид, но гениальность оценить все же можно.