Режиссер:
Жак Одиар. Сценарий: Томас Бидегейн, Жак Одиар (по сценарию Абдела Рауфа Дафри, Николаса Пефелли), Оператор: Стефан Фонтен, Композитор: Александр Деспла.
В главных ролях: Тахар Рахим. В ролях: Нильс Ареструп, Адель Беншериф, Хайсем Якуби, Реда Катеб.
Награды: МКФ в Каннах — Гран-при жюри. Европейский киноинститут — лучший актер (Т.Рахим), лучший звук. London Film Festival — лучший фильм. National Board of Review, USA — лучший фильм на иностранном языке..
Художественная картина Жака Одиара – реалистичный портрет в грязноватых тонах современной европейской пеницитарной системы. 19-летний безграмотный арабский лох успешно сдает экзамены и на шесть лет попадает во взрослую тюрьму в престижный университет, где учится грамоте, заводит полезные связи, делает первые шаги на профессиональном поприще и в конце концов выходит в большую жизнь специалистом с красным дипломом. Вскоре он защищает кандидатскую диссертацию и занимает тепленькое место.
Жизнь других
Одиар описывает жизнь других, которая вызывает не меньший интерес, чем жизнь граждан ГДР под колпаком у "штази". Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что жизнь заключенных французской тюрьмы менее экзотична, чем жизнь мучеников соцлагеря. Одиар ставит знак равенства между обычной жизнью и жизнью в тюрьме. Там есть свои пророки и свои негодяи, но особое внимание Одиар уделяет национальному вопросу. Титульной нацией в тюрячке, куда попадает Малик Эль Дженеба, оказываются корсы. И ему приходится подстраиваться под них. Но лишь затем, чтобы спустя годы вернуться к своим. Еще что характерно, в начале фильма Малик как бы рождается в новом мире, претерпевая испытание "новым светом". Сперва он находится в воде, удобной теплой воде – душевой кабинке. Потом он начинает испытывать неприятное влияние извне, которое его страшит и пугает: заключенный из соседней душевой кабинки предлагает Малику отсосать за пакет шмали. Малик, естественно, отсылает "соседа" к чертям, но оказывается, что этот "сосед" – важная шишка криминального мира, и корсиканцам необходимо его убрать. Поскольку тот испытывает расположенность к Малику, корсы считают, что Малик сможет втереться к нему в доверие и перерезать глотку. Герой рождается в новом мире, и его рождение сопряжено со страхом, болью, кровью и безоговорочным признанием правил, которые действуют в этом новом мире.
Фильм Одиара лишен трагичности "Однажды в Америке" и "Крестного отца 2". По сути, это своеобразная вариация на тему карьерного успеха, очередная история self-man-made. И эта история впечатляет.