Французское министерство культуры сдалось под натиском продюсеров фильма и разрешило отснять несколько сцен в Лувре. А вот Вестминстерское аббатство оказалось более принципиальным, поэтому снимали в кафедральном соборе Линкольна. Колокол собора, "Большой Том", замолчал по такому случае впервые со времен Второй мировой войны.
Ханс Зиммер сменил Джеймса Хорнера (постоянного композитора Рона Хоуарда) на дирижерском мостике "Кода Да Винчи", а Джеймс Хорнер сменил Ханса Зиммера на фильме "Новый мир".
Камео: Дэн Браун появляется в сцене возни полицейских с Робертом Лэнгдоном. На писателе пиджак из Harris Tweed, в котором он обычно фоткается для газет и журналов.
Отдыхая летом в Белоруссии, мы почти каждый вечер смотрели кино. Так, например, мы пять раз посмотрели "Пыль" и один раз, но в два захода, — "Код Да Винчи". Оговорюсь сразу, что из книжки Дэна Брауна я прочел первые пять страниц, после чего поставил ее обратно на полку книжного магазина, так что на фильм глядел детства чистыми глазенками. И мне показалось, что это какой-то пиздец.
Короче, в основе картины лежит несвежая идея, что Иисус Христос был человеком-оплодотворителем. И что типа католическая церковь скрывает этот факт, а немногочисленная секта, какой-то приорат, пытаеца уберечь потомков Иисуса Христа от зверств христиан. К этой "шокирующей" истине зрителю предстояло прийти вместе с "самым охуенным знатоком символов в мире" Робертом (Томом Хэнксом) и потомицей Иисуса Христа Одри Тату, по совместительству тоже криптографом-ширпотреграфом.
Начинается действо с того, что прямо посреди Лувра, в ночи, некий блондин-каратель, похожий на горца Кристофера Ламберта в молодости,расстреливает последнего оставшегося в живых сектанта (типа всех остальных он уже угандошил). Но израненный престарелый атлет-интеллектуал все же находит в себе нечеловеческие силы и испещряет все пространство вокруг себя знаками, шифрами и ключами к ним (очень сложный ключ — числовой ряд Фибоначчи), чтобы потомица Иисуса Христа, окажись она при случае здесь, нашла путь к истине и, наконец, узнала, кто она и почём.
Замудоханный символами Том Хэнкс все это время безостановочно читает лекции на своей американской родине. К нему приходит французский полицейский инспектор Фарш (Жан Рено) и грит, поехали, мол, в Париж. Там убийство и символы, в которых никто, кроме вас, не может разобраться. По ОЧЕНЬ удачному совпадению в Лувр вызывают и Одри Тату, интеллектуала-криптографа, которая не знает, что такое последовательность Фибоначчи, и поэтому ей требуется заморская помощь (в тупизне Одри Тату престарелый приор не ошибся и не ошибся в том, что за расследование убийства примутся самые тупые французские полицейские). Но как оказывается, не все так просто. Внезапно Том Хэнкс грит: "Пойду умою лицо" и идет в сортир. За ним увязывается Тату и сообщает, что Жан Рено специально стер последнюю письмен умершего, в которой грится: "Найдите поллитра Тома Хэнкса, без него не разобраться". А до этого Жану Рено позвонил какой-то священник и походя сообщил, что Том Хэнкс приходил к нему на исповедь и покаялся в убийстве этого старого перца. Вот такие нынче охуенные священники пошли. И умные полицейские, которые вместо того, чтобы честно предъявить явно невинному человеку обвинение, начинают с ним играть в интеллектуальные детективы-загадки.
Однако ж Одри Тату подмигивает Хэнксу и говорит: "Ладно, не ссы, криптограф криптографа в беде не оставит. А тот покойник, к слову, ваще-то мой дедушка. Залезь-ко, кстати, к себе в карман". Так и есть — в кармане обнаруживается жучок. "А я-то думал, это просто пуговица, — говорит Хэнкс. — Мама забыла пришить. Ну, раз жучок — надо съебывать", — крепко поразмыслив, приходит он к выводу, засовывает жучка в кусок мыла и кидает через окно на крышу проезжающего мимо автомобиля.
"Он съебывает", — сообщает инспектору Фаршу полицейский, отслеживающий через жучка передвижения американского символиста. И тут же весь табун милиционеров, наводнивших Лувр, бежит по лестницам вниз и устремляется в погоню — в лучших традициях "Жандарма из Сент-Тропе" с участием Луи Де Фюнеса.
Тату говорит новоприобретенному другу: "Заебал умываться, щас я тебя исцелю наложением рук на лицо". Она кладет ему руки на лицо и Хэнкс чувствует могучий прилив сил. После чего его мощно проглючивает: вокруг него вырастают стены, и он начинает понимать, че написал приор и зачем.
Вот такова завязка интеллектуального детектива-загадки.
Дальше — больше.
Криптографы отдыхают в Булонском лесу (забавно, что полицейские потом действительно узнают, что подозреваемые находились в Булонском лесу — об этом ментам сообщили две тамошние проститутки. Сразу представляется сцена перекрестного допроса всех булонских проституток: "простите, а вы не видали там у себя двух криптографов?" Действительно, где же еще тусоваться криптографам!). Потом Хэнкс и Тату едут к знаменитому английскому криптографу, который прежде чем пустить их в свой сильно защищенный дом, начинает мучить их тремя интеллектуальными загадками, типа: "Что мы будем пить — чай или кофе? А чай с лимоном или без?"
Или, например, не меньший идиотизм: Жан Рено гордо носит на груди значок суперсекретного Ордена Деи. Это напоминает анекдот про Штирлица, который шел по Берлину с буденновкой на голове, а за ним волочился парашют. Причем значок тоже такой — понтово отлитый, будто запущенный в серийное производство. Как октябрятский.
А в это время блондин-каратель, взбодрив себя десятком ударов плеткой-семихвосткой, и для пущей подвижности нацепив на ноги вериги (как Хон Гиль Дон), стремительно идет своим кровавым маршрутом: громит церкви, гробит матерей-настоятельниц, бесит коней и убивает щенков.
Англичанин-криптограф Ли и его коллега Хэнкс в это время миролюбиво пиздят о том, была ли у Иисуса Христа жена Мария Магдалена. Одри Тату позевывает. И вдруг откуда ни возьмись появился в рот ебись — этот самый блондин. Вылез откуда-то из стены.
Через час, впрочем, выяснится, что этот блондин — якобы союзник Ли, а Ли ваще оказываеца в фильме самым главным плохишом. Но пока что, чтобы запутать зрителя, Ли со всей дури огревает приятеля тростью по башке. Тот падает замертво, и в это время подъезжает табун полицейских. "У меня есть личный самолетик, — говорит Ли, — а этого белого пидорка мы возьмем с собой. КАК ЗАЛОЖНИКА".
Прилетев в Англию, они садятся в авто, причем Тату, Хэнкс и бессознательный белый пидарок прячутся в на заднем сидении, и едут. Через полицейский кордон. Ли как-то там отмазывается, они благополучно отъезжают, через час Хэнкс отдергивает полог и озабоченно спрашивает: "Нас не нашли?"
И вот они оказываюца в Лондоне. Заходят в какую-то церковь (весь фильм персонажи заходят в различные церкви, руководствуясь какой-то неозвученной логикой).
Блондин оживает и начинает приставлять нож к горлу Тату. А телохранитель Ли наставляет на Хэнкса пистолет и говорит: "Вы должны умереть за правду, а правда в том, что люди планеты должны узнать, что Иисус был человеком". То есть он тоже из ордена деи. Только действует на свой страх и риск, забив болт на указания из центра.
Но в это время под куполом пролетает голубь. Ли заглядывается на него, а Хэнкс и Тату убегают.
Телохранитель встречает печального блондина и говорит ему: "Ладно, иди в гостиницу, ты хорошо поработал. А я — учитель". Тот ему: "Спасибо, учитель", идет в гостиницу. Учитель вызывает в гостиницу полицейских. Вместе с полицейскими почему-то приезжает кардинал. Блондин убивает двух полицейских и кардинала. Плачет. После чего его самого убивают.
Хэнкс говорит Тату: "Ладно, поехали в другую церковь в соседнем квартале, там под мечом и сосудом тайный лаз. Это я расшифровал, покуда на меня подонок Ли наставлял пушку".
Но тут приезжает эскадрон бравой французской полиции и берет Ли в плен. Тот озвучивает зрителям смысл того, что случилось пять минут назад и произойдет еще через пять минут: "Я все понял: ты расшифровал записку, пока я наставлял на тебя пистолет. Какой же ты подонок, какой же ты подонок! Теперь ты найдешь тайный лаз под мечом и сосудом!"
И правда. Герои приходят в церковь, и Хэнкс видит круг с пентаграммой. Объясняет зрителям и Тату: "Это древний языческий знак, обозначающий мужчину и женщину". То есть, стало быть, меч и сосуд, по Фрейду. Они спускаются в подвал церкви, там стоит человек пятьдесят и говорят: "Превед, Тату. Ты — потомица Марии Магдалены и Христа. Мы ждали тебя так долго и все время наблюдали за тобой, с самого твоего детства". То есть, как выясняется, тот умерщвленный старец не был последним из приората. Это он так, очередную интеллектуальную детективную загадку решил подкинуть зрителям.
И вот финал. Хэнкс прощается с Тату и едет обратно в Париж. В задумчивости он подходит к Лувру, глазеет по сторонам и понимает, что меч и сосуд — это не тот фрейдисткий знак, который был в той английской церкви. А это что-то другое, что находится в Лувре. Конец фильма.
Поистине загадочное кино, занявшее достойное место в ряду Фибоначчи злонамеренно идиотических фильмов "Слезы солнца" и "Война Харта". Умберто Эко для бедных. Умом. И поистине удивительна паника католической церкви... запреты какие-то... когда это всего лишь очередная халтура категории В, впрочем, стоимостью в 125 млн. долларов.
P.S. В жертву этой несуразной галиматье были принесены две кастрюли попкорна и четыре литра бобруйского пива.