Режиссер:
Тед Котчефф. Сценарий: Дэвид Джайлер, Джерри Белсон, Мордекай Рихлер по сюжету Джеральда Гейзера, Оператор: Фред Кёнекамп, Композитор: Эрнест Голд, Монтаж: Дэнфорд Грин, Продюсеры: Питер Барт, Макс Палевски.
В главных ролях: Джейн Фонда, Джордж Сигал. В ролях: Эд Макмахон, Дик Готье, Алан Миллер, Шон Фрай, Хэнк Гарсия и др..
Интересные факты о фильме:
Дик и Джейн — персонажы обучающей серии книг, издаваемой с 1930-х по 1970-е гг. в США. Их лица были знакомы всем американцам. Титры фильма оформлены как страницы типичной книги из этой серии.
Фильм едко критиковался за высмеивание американского образа жизни.Версия для печати
Это Дик. Это Джейн. Беги, Дик! Беги, Джейн! Дик учится в колледже. Джейн тоже учится в колледже. Дик и Джейн поженились. У Дика хорошая работа. Он инженер. Вот дом Дика и Джейн. Это Спарки. Вот Билли. Он сын Дика и Джейн. Вот новый большой дом Дика и Джейн. Дик инженер. У него хорошая работа.
После того, как в аэрокосмической отрасли разразился кризис, Дика Харпера поперли с его хорошей работы из компании Taft Aerospace. Ему становится не на что кормить Джейн и Билли и оплачивать кредиты на дом, второй бассейн, садик перед домом и счета за электричество. Показан один из самых ужасных ужосов американцев, которые были молодыми в 68-м году — потерять работу.
Фильм неожиданно актуален, смотрится современнее римейка 2005-го года. Подобный ужас испытывали многие офисные работники в России в 2008 году, некоторые из них даже делились своими опасениями со мной.
Дик и Джейн не приспособлены к какой-нибудь человеческой работе. Куда бы они ни пытались устроиться, все у них валится из рук, ничего не получается. Полные неумехи. Поэтому они решают заняться самым легким делом — отнимать конфеты у младенцев разбоем. Причем грабят не банки, а аптеки, придорожные магазинчики, кафе — занимаются наиболее отвратительным видом грабежа — берут у бедных. Чужеродным пятном и робингудством выглядит ограбление циничного пастора, использующего религию для личного обогащения. Что показательно, именно это ограбление им не удается, пастор с приспешниками гонится за ними, но Дик и Джейн спасаются при помощи старой уловки всех бандитов — рассыпают на дороге наличные, после чего движение, разумеется, парализовано.
Во время этой сцены (где все останавливаются и хватают деньги) возникает гипотеза, что режиссер Тед Котчефф пытался снять социальную комедию, высмеивающую, быть может, а почему бы и нет, в конце концов, а что в этом такого, любовь современного западного общества к деньгам. Современного Котчеффу, то есть конца семидесятых годов.
Однако эта гипотеза дает в дальнейшем трещину и тонет под напором невероятной симпатии режиссера к главным героям. Персонажи, хотя и плоские, развития характеров никакого, все-таки не карикатурные. Дик и Джейн ведут себя довольно обыденно, по-человечески, никакой фантастики, сюрреализма (кроме упомянутой сцены с пастором и разбрасыванием денег), ничего. Все их разговоры — о деньгах; страдают они только от того, что не могут чего-то приобрести. Нет никакого поворотного пункта, после которого они решаются на ограбление. О какой-нибудь моральной ломке говорить, конечно, не приходится: они не видят в преступлении ничего необычного и плохого. Какая-то крайняя степень эгоизма.
Героев пытались вывести обаятельными, и они бы даже такими и были, если бы не упомянутое выше мерзотное отсутствие моральных норм. С самых титров (приблизительно процитированных в первом абзаце) обыватель идет по протоптанной дороге: колледж, жена, машина, работа, дом, ребенок, хорошая работа, большой дом, машина-зверь. В первом кадре скучный чувак машет жене рукой и едет на работу. Там его весело увольняют.
Сцена увольнения, вероятно, лучшая в фильме, именно так и следует увольнять людей. Фильм можно рассматривать как руководство для биг боссов. Много и других отличных сцен, смешных, довольно тонких и сдержанных по нынешним временам (в римейке 2005-го г. юмор значительно грубее и разухабистее). Все это смешно, но чувство антипатии к этим людям перевешивает.
В финальных титрах зрителю является хэппи-энд: Дик Харпер становится главой компании Taft Aerospace, сместив коррупционера Чарли Бланчарда. Грабитель сменил афериста. Совет директоров указал, что качества Дика Харпера — это качества, которые привели Америку к процветанию.
И снова мерещится фига в кармане, и снова становится непонятно, о чем фильм. Если это веселая комедия — то отчего нужно было делать главных героев такими противными? Если сатира — то зачем обряжать ее в наряд из гэгов и делать главных героев такими плоскими? Говорят, что это пародия на Бонни и Клайда: нынешние грабители совсем измельчали и никого не убивают, а только хотят оплатить кредит, а уж потом входят во вкус. То есть, понятно, это ближе к сатире. Отсылка к оригиналу, конечно, придает фильму некоторой глубины, но лишает самостоятельности. Но и эта интерпретация спорна: даже если Котчефф, подобно знаменитому однофамильцу Гоголю, как бы хочет сказать: "Над чем смеетесь? Над собою смеетесь!" — то почему фильм называется “Fun with Dick and Jane”?
Единственное объяснение — Котчефф действительно нарисовал портрет обывателя, а другие обыватели, посещающие кинотеатры, не видели в этом портрете никаких уродливых черт, а видели только смешное, жалели, и — как знать! — может быть, и завидовали Дику и Джейн, достроившим, наконец, свой новый красивый бассейн и даже более того.