Режиссер:
Дэвид Кроненберг. Сценарий: Чарльз Эдвард Пог, Дэвид Кроненберг (по рассказу Джорджа Лангелаана), Оператор: Марк Ирвин, Композитор: Говард Шор.
Награды: "Оскар" — лучший грим. 3 премии "Saturn Award" — лучший актер (Дж.Голдблум), лучший фильм ужасов, лучший грим..
Интересные факты о фильме:
Камео: Дэвид Кроненберг играет акушера, который вытаскивает из чрева Джины Дэвис личинку мухи. В камео Дэвид появился после того, как Мартин Скорсезе, зафанатев от ранних фильмов Дэвида, договорился с ним о встрече, и во время оной сказал, что Кроненберг выглядит как пластический хирург с Беверли Хиллз.
Желудочная кислота Брандлфлая была сделана из меда, яиц и молока.
Первоначально планировалось, что фильм снимет Тим Бартон. А роль Брандла прочили Майклу Китону.
К работе над фильмом приступал режиссер Роберт Бирман, потому что Кроненберга наняли для работы над боевиком "Вспомнить все". Но Бирман выбыл из проекта после трагической гибели одного из членов его семьи. Режиссер посчитал, что не сможет работать над таким мрачным фильмом. Поэтому Кроненберг полюбовно расторг контракт с продюсером Дино Де Ларуентисом и взялся за "Муху".
Одним из продюсеров фильма был Мел Брукс. Но он не хотел, чтоб его фамилия мелькала в титрах такого жуткого фильма.
Фантастический фильм инсектоидных ужосов "Муха" стоит особняком в карьере Дэвида Кроненберга. Во-первых, это единственный ремейк в его карьере, — оригинал был снят в 1958 году Куртом Ньюманном и, кстати говоря, в 2008 году фильм Кроненберга тоже подвергнется ремейкизации. Во-вторых, это достаточно крупный голливудский проект, после которого на Дэвида посыпались предложения о постановке полноценных блокбастеров вроде "Полицейского из Беверли Хиллз 2". История умалчивает, почему Кроненберг не снял ни этот фильм, ни "Основный инстинкт-2", ни какой-либо другой, не менее крупнобюджетный. Впрочем, судя по тому, что мы знаем о Кроненберге, он не склонен к компромиссам, и неизменно таскает за собой свою собственную съемочную группу, свой устоявшийся коллектив, а блокбастеры, как известно, являются в большей степени фильмами продюсерскими, нежели режиссерскими.
Вернемся, однако ж, к "Мухе". Безусловно, что для Кроненберга это абсолютно простой, ясный фильм. Упор в нем ставится на достоверность перевоплощения изобретателя Брандла Сета в муху. Сет изобрел устройство для телепортации. Напившись шампанским после удачного эксперимента по перемещению гиббона, Сет сильно разнервничался из-за того, что его новая подружка, журналистка Вероника (Джина Дэвис), вдруг убежала из лаборатории. Ученые борются с приступами ревности и снимают стрессы очень оригинально. Так, развлечения ради и ради науки, Сет решил поставить эксперимент на себе. Он не заметил, что в телепорт залетела муха. В результате его организм был скрещен с клетками мухи, и очень медленно стал распадаться, взамен превращаясь в организм очень крупного насекомого. Вместе с физическим превращением начала трансформироваться и его душа, превращаясь в холодный и жестокий недоразум насекомого.
Механизм превращения был явлен столь убедительно, что гример картины, Крис Уэлас, получил "Оскара" (впоследствии он уже самостоятельно снял "Муху-2", которая стала отличным свидетельством того, что каждый профессионал должен заниматься своим делом). У меня давно зародилась идея написать обзорную статью об инсектоидном кино, которое строится на инстинктивном отвращении человека перед насекомыми и прочими членистоногими. Особенно когда в этих тварей превращается человек! "Муха" занимает в моей ненаписанной статье одно из первых мест, как образец высочайшей омерзительности. На пол опадают уши, на клавиатуру компьютера сыпятся зубы, при нажатии на ноготь указательного пальца в мутное зеркало в ванной комнате бьет струйка желто-серого гноя. Очень хороша игра Джеффа Голдблюма! За жестами, повадками его героя, в которых постепенно остается все меньше человеческого, наблюдаешь с неподдельным интересом. Неслучайно ученый носит имя египетского бога — "Сет". Покровитель пустыни и чужеземцев, в котором положительные качества боролись с темным, злым началом, но неизменно проигрывали. В общем-то, есть что трагическое в образе Брандла. Гениальный ученый-энтузиаст, как и все гении бывший не от мира сего, т.е. по сути чужеземец, становится жертвой собственных научных изысканий. А потом, следуя одним лишь инстинктам — то есть на 180 градусов отвернувшись от интеллектуальных и духовных качеств, высших достижений человеческого разума, он точно так же выпадает из человеческого социума. И здесь "Муха" ничем не отличается от остальных работ Дэвида Кроненберга, в том числе и от его последующего фильма — "Намертво связанных", и даже от "Паука", в котором нет абсолютно ничего фантастического.
Французский журналист и писатель Жорж Ланжелен известен миру преимущественно, как автор одного десятистраничного текста: фантастического рассказа "Муха", который он опубликовал в журнале "Плейбой" (!!!) в 1957 году. Рассказ моментально стал популярным, неизменно попадая в различные сборники фантастики вплоть до сегодняшего дня, а также породил несколько волн экранизаций. Немедленно, в 1958 вышла картина с одноимённым названием, собравшая при бюджете в 700.000 кассу более трёх миллионов. На волне успеха затем появились "Возвращение мухи" (1959) и "Проклятие мухи" (1965). Следом уже в восьмидесятых годах к этой истории вернулся Дэвид Кроненберг, снявший картину всё в тем же названием "Муха", за которой последовало продолжение "Муха-2", поставленное кроненберговским гримёром. Наконец, в 2007 году началась работа над новой экранизацией Ланжелена под тем же искромётным названием "Муха" (с фантазией у авторов названий что-то туговато; а может, они специально это делают, так сказать, создают узнаваемый бренд). Фильм должен выйти в следующем году.
Сам рассказ представляет собой не то, чтобы шедевр, но образец хорошо и ладно скроенной истории. Он начинается с того, как женщину, жену известного учёного, арестовывают за его убийство: она раздавила его гидравлическим прессом, так, что ни о каком опознании не может идти и речи. При этом, находясь уже в сумасшедшем доме, она всё время ловит и отпускает мух, превратив всю свою палату в настоящую мухоловку с множеством блюдечек, ленточек и прочих приспособлений: только ни одна из пойманных мух её на устраивает. Далее, в ходе общения с ней, выясняется, что её муж изобрёл машину для телепортации, то есть переноса сквозь пространство предметов из одной камеры в другую. Правда, машина иногда сбоила, но в конце концов её муж сумел правильно всё настроить. И вот, когда он решил провести эксперимент на себе, в телепортационную камеру залетела муха, и машина, перепутав их ДНК, выдала на выходе два живых существа, одно всё такое же маленькое, а второе всё такое же большое, которые представляли собой гибриды человека и мухи. Единственной его надеждой теперь было найти эту маленькую мушку, чтобы пройти через машину ещё раз в надежде, что всё вернётся назад, но вот сделать этого у него не получилось, из-за чего он в итоге покончил с собой с её помощью. В конце ещё, если я не ошибаюсь, она-таки ловит эту муху с белой головкой, но что она с ней делает, я уже не помню. В общем, типичный образец "кассандровского" периода развития научной фантастики, когда каждый текст представлял собой предупреждение об опасностях стремительного научного прогресса.
Я мало что могу сказать о самой первой экранизации рассказа (на то у нас есть в "дуплете" рецензия Александра Руденко), но, насколько я могу судить, она более или менее точно повторяет рассказ. Может быть, с парой мелких отступлений, необходимых для большей зрелищности. Но не такова экранизация Кроненберга.
Дэвид с самого начала подошёл к вопросу так, как умел: то есть начал снимать из печальной истории про трагическое и нелепое стечение обстоятельств настоящую дурную канадскую фантастику. Сюжетная канва рассказа была им отринута, осталась только сама идея: учёный проходит через телепорт, в который вместе с ним залетает муха, и машина путает их ДНК. Дальше начались фантазии Кроненберга. Учёный (в прекрасном исполнении Джеффа Голдблюма) у него не просто становится мухой, он по-сте-пен-но превращается в муху, обрастая всё большим числом типично трэшевых подробностей, вроде посерения кожи, сочащегося из пальцев гноя, и белой блевотины, растворяющей человеческую плоть. Учёный у Кроненберга — одиночка, на манер Эйнштейна хранящий в шкафу семь одинаковых костюмов, и бравирующий лишь перед случайной девушкой — журналисткой в исполнении Джины Дэвис. Именно эта бравада в итоге и будет стоить ему жизни.
Можно вытащить из этого своеобразную мораль: что, мол, нехуй выёбываться перед тёлками, и вообще нельзя принимать их близко к сердцу. Или, что всё зло в мире — от баб. Или ещё что-нибудь в этом духе. Но я думаю, что Кроненберг совсем не это имел в виду: он просто снимал кровавый и гнойный трэш по рассказу, который предоставил поле для полёта его фантазии. И, думается мне, ничего более.
Именно поэтому трагедия не ограничивается у Кроненберга драмой одного конкретного человека — это история о том, как человек превращается в опасного монстра, начинающего убивать людей вокруг себя. Сцена, в которой муха блюёт на руку одного из персонажей, после чего она шипит и растворяется давно уже стала классической. Вообще, помню, в детстве этот фильм у нас котировался где-то наравне со "Зловещими мертвецами" и "Реаниматором". С той только разницей, что всё эти картины я не смотрел, а "муху" — поскольку я любил научную фантастику — глянул. В итоге, уже начисто потерявшее человеческий облик чудовище берёт дуло направленного на него ружья и само приставляет к своей голове, демонстрируя, что хотя оно и убивало только что людей ни за хуй собачий, тем не менее остаётся благородным учёным. Помню, этот момент мне в детстве особенно нравился.
В целом же — неплохая картина, хотя и с совершенно нераскрытым потенциалом идеи, да вдобавок и с загубленной загадкой изначального текста: никто здесь не ловил маленьких мушек с непонятной для зрителя целью. Зато трэшак получился вполне классический. Канадский.