В главных ролях: Кристиан Фридел, Эрнст Якоби. В ролях: Леони Бенеш, Ульрих Тукур, Урсина Ларди, Фион Мутерт.
Награды: МКФ в Каннах — "Золотая пальмовая ветвь", Киноприз французского образовательной системы. "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. Европейский киноинститут — лучший фильм, режиссер, сценарий. МКФ в Сан-Себастьяне — приз ФИПРЕССИ. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший оператор. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший оператор. New York Film Critics Circle Awards — лучший оператор. Chicago Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм. Toronto Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм..
Интересные факты о фильме:
В роли учителя Ханнеке планировал снять Ульриха Мюэ. Сам фильм должен был стать телевизионным минисериалом, состоящим из трех серий.
Фильм снимался на цифру, потом изображение было переведено в черно-белый цвет и подвергнуто шарпингу и прочей пост-обработке для придания изображению выразительности.Версия для печати
Стильный, очень красиво снятый, но медлительный (изначально задумывался как минисериал из трех серий) "деревенский детектив" Михаэля Ханнеке – традиционный для него "разбор полетов", поиски истоков зла, жестокости и насилия. Ханнеке отлично знает, как выглядят лица людей, одержимых злом (в фас и профиль). Ищет ответы на вопросы: кто виноват и что делать? Впрочем, с последним пунктом я погорячился. Ханнеке никогда не дает ответов на вопрос "что делать?": он либо не знает, либо слишком скромен, чтобы признаваться в своем всеведении.
Немецкое село накануне I Мировой войны. Два влиятельных человека: Барон (ему принадлежит принадлежит земля, на которой трудятся крестьяне), и Пастор, отвечающий за настроения и мораль местного общества. Рассказ ведется от лица сельского Учителя (Ханнеке обобщает, поэтому редкие герои удостаиваются имени собственного). Этот учитель, уже старенький, вспоминает события тех давно минувших дней. Знаете, меня всегда поражало в подобных фильмах, как, в общем-то, близорукий человек, от имени которого ведется рассказ, оказывается настолько проницательным, что проникает взглядом сквозь стены домов и видит, или ловко реконструирует, мрачные тайны и секреты чопорных семей (учитель не только близорук в прямом смысле – носит очки, но и не видит дальше собственного носа: все его помыслы занимает юная нянька бароновского отпрыска).
В деревне происходит череда странных событий. Сперва кто-то натянул проволоку возле дома Доктора, и тот, возвращаясь с конной прогулки, падает вместе с лошадью и чуть не убивается. Злоумышленник(и) на найден. Потом похищен малолетний сын барона Зиги, найден связанным на лесопилке. Потом похищен и избит малолетний дебил, сын Акушерки (найден связанным в лесу). Учитель становится первым и последним человеком, который догадывается, что эти преступления – дело рук детей Пастора и других сельских детей. Причина заключается в ежовых руковицах, в которых держит детей Пастор. Дескать, если бы дети могли быть детьми, их бы гиперактивность растворилась бы в сотнях более невинных шалостей. И уж тем более их агрессия не была бы столь сильной, и в то же время укромной. В фильме даже нет классовой ненависти, она придумана Ханнеке для того лишь, чтобы пустить зрителя по ложному следу и выражается лишь в том, что у Барона посрезали всю капусту. Вся беда – в эмоциональной зажатости детей, необходимости выплеснуть свой негатив точечно, резко и по-максимуму, чтобы, таким образом, снова превратиться в "пустой сосуд".
Этот фильм особенно грустно смотреть именно российскому зрителю. Ханнеке занимает антиклерикальную позицию и видит причины зла в усиленно насаждаемой "духовности". Российское общество в 90-х годах прошлого столетия увидело причину бед, напротив, в отсутствии духовности (усиленно истребляемой на протяжении 70 лет соцстроя). В итоге: экая безысходность!