Крайне декоративный фильм про поиски свободы, не способные увенчаться успехом в принципе, потому что ее ищут сумасшедшие, изломанные персонажи. Девушка-гот Коко, которую сдали в психушку родители, красивый нервозный парень с галлюцинациями Тсумудзи и просто болван Сатору уходят из больницы, потакая неугомонному нраву Коко. Они могут ходить только по стенам, не ступая на землю, словно некие особые существа, но оказывается, что по стенам можно уйти очень далеко. Узнав о конце света, они собираются устроить пикник перед тем, как тот произойдет, и ищут подходящее место.
Сюндзи Иваи — знаток душ японских подростков. Его "Все о Лили Чоу-чоу", на мой взгляд, закрыло тему печальной онлайн-рефлексии в свободное от школы время и стремления найти другие, отличные от школьных измерения в музыке разных идолов. А что лучше описывает школьную жизнь? Снимая довольно медленные и почти лишенные мощных сюжетных ходов фильмы, Иваи наделяет их какой-то муравьиной сладостью, ощущением подростковой меланхолии, томления о будущем. "Пикник" в этом смысле иной — он обладает вполне определенной линией, хоть и затененной наличием притчи, отклонений, своеобразного дурного юмора, но все-таки достаточно простой. Пациенты клиники, хоть и пускаются в путь вместе, не имеют между собой ничего общего. Они бредут и бредут, то под дождем, то под солнцем, не ожидая отстающих и не испытывая друг к другу чувств. Они, вроде бы, близки, но в реальности бесконечно далеки друг от друга.
Герои "Пикника" никак не могут освободиться от связывающих их пут, они не могут вылупиться. Даже возникающие между ними чувства недоделаны, они не осознают их до конца и не отдаются им. Троица сбежавших не люди даже, а духи, и это подчеркивается с помощью интересного общения со священником, мимо которого проходят герои. Иваи, конечно, мельком показывает драму каждого из участников, но делает это своими интонациями, когда драма больше напоминает необычную шутку. Жизнь внутри фильмов Иваи слишком красочна, даже если там кто-то умирает. Мне особенно понравилось, как Коко отказывается от белого, в который ее настойчиво облачают, и пытается покрасить простыню в черное всем, что у нее есть.
Несмотря на отстраненность, Иваи все-таки в конце задает вопросы с помощью Коко — что привело ее к развязке? Желание смерти или желание искупления? Красивый фильм, в котором парадоксально никого не жаль. Может, потому, что, узнав о конце света, я бы тоже поискала место у моря, чтобы было лучше видно.